Фермер в Чаусском районе не может забрать из озера несколько тонн своей рыбы
В Чаусском районе руководитель фермерского хозяйства «Чистые пруды» Николай Загуменный несколько лет назад взял у райисполкома в аренду заброшенное озеро километрах в 15 от города. Устав бороться с браконьерами, он решил расторгнуть договор аренды. Однако рыбу — несколько тонн щуки, толстолобика, карпа, которых он купил и выпустил в водоем, — Николай забрать не может, пишет «СБ Беларусь Сегодня».
Взяв водоем в аренду, Загуменный привел его в порядок: вычистил дно, облагородил территорию вокруг, зарыбил. И предложил землякам рыбачить с комфортом и по правилам. К озеру потянулись не только местные, но и жители соседних районов. Только вот платить за рыбалку не все хотели.
Затевая бизнес, Загуменный, ветеран войны в Афганистане, и подумать не мог, что ему придется воевать дома с браконьерами и так остро отстаивать свою точку зрения перед местными управленцами. У фермера уже опускаются руки. Говорит, обратился к журналистам, потому что «в исполком ходит, как на работу, да все без толку».
В руках фермера — увесистая стопка документов: акты зарыбления, жалобы, ответы из инстанций. Одна «бумага» сразу привлекла внимание. В ней, датированной минувшим годом, значится, что председатель Осиновского сельсовета Ильин разрешает нескольким жителям агрогородка Осиновка рыбачить у фермера бесплатно. Разумеется, те не преминули правом воспользоваться.
Вопрос о том, на каком основании был выдан документ, председателя сельсовета смущает. «Местные обратились с просьбой, дескать, привыкли всегда бесплатно рыбу ловить, а теперь с нас деньги требуют… Я с фермером переговорил, тот был не против пойти на уступки», — объясняет Ильин.
Сам фермер уверяет: да, пускал местных из окрестных сел на озеро по доброте душевной порыбачить бесплатно. Но наглеть начали. Он им: мол, у нас больше пяти кило за раз ловить не положено. А они — «документ» с печатью. Мол, мы вправе.
Загуменный уверяет, что о том документе — ни сном ни духом. А ведь бесплатно не только «люди из списка» удили. Еще и родня их приезжала, прикрываясь этой филькиной грамотой.
Дальше — хуже. Все чаще Загуменный с сыном стал ловить на озере браконьеров из соседних районов — Чериковского, Кричевского. А ведь фермеру немало усилий пришлось приложить, чтобы озеро в порядок привести. Рыбу — маточное стадо для разведения — он изначально покупал на Брестчине, в рыбхозах Могилевщины, Гомельщины.
Мужчина переживает: «У меня была цель — разводить рыбу самому. Из чужих краев карпа и толстолобика не навозишься. 20−30% процентов рыбы погибало еще при транспортировке, еще 10−15% — в первые дни после переселения в новый водоем. Не приживалась рыба на чужом месте. Но мы старались. Я ведь биолог по образованию. Занимались селекцией. И в итоге обзавелись через несколько лет своим маточным стадом. Одного карпа-производителя у нас особей 500. Очень обидно было видеть, как кто-то сетями тягает из озера рыбу весом 7−8 кг, которая должна нереститься. Пытались с людьми договориться по-хорошему, но браконьерам на уговоры наплевать. Они нередко еще и драку затевали, приходилось вызывать милицию».
В общем, Загуменный осознал: если хочешь и дальше заниматься рыбоводством, выращивать и продавать товарного карпа, из этих мест надо съезжать.
«Когда только взял озеро в аренду, ко мне человек 30 в день на рыбалку приезжали, а в выходные еще больше. За 3 года я на рынке через райпо продал 8 т товарной рыбы. А уже в этом году хорошо если в день официально у меня 3 человека рыбачили. Всех браконьеров не поймаешь. Чтобы это озеро вокруг обойти, минут 45 нужно. А халявщики и по кустам прячутся, и с лодок рыбу тягают. Таблички „Рыбалка платная“, расставленные по периметру, их не смущают», — делится фермер.
В свое время ради удобства клиентов Загуменный сделал на озере несколько садков. Запустил в каждый по 50−70 кг рыбы. Не поймал ничего человек — бывает же, что нет клева, — Николай лично выудит из садка несколько кило рыбы. Но люди благородные порыва не оценили. Садок и тот стащили.
И тогда фермер решил отказаться от аренды водоема в деревне Прилесье, а зарыбить маленькое озерцо в самих Чаусах. Оно огорожено, проект в Могилеве заказывал — все законно. Прежний договор райисполком расторг. По подсчетам фермера, ныне в водоеме, на который он теперь по документам уже не имеет никаких прав — в аренде у фермера пока еще лишь земля у берега, — рыбы там плавает где-то на 3 млрд рублей. Выловить ее ему не позволяют, а браконьеров тем временем на «ничейном» уже озере развелось, что той рыбы…
У местной власти — свои аргументы. Председатель Чаусского райисполкома Сергей Дроздовский, который в курсе проблемы, настаивает, что всему виной сам фермер: «Это была наша инициатива — расторгнуть договор аренды. Были основания. Во-первых, Загуменный несколько месяцев не платил за аренду. Во-вторых, фермерскому хозяйству „Чистые пруды“ был доведен план по реализации товарной рыбы. Последние годы он не выполнялся. Предупреждали: если так пойдет и дальше, разорвем отношения. Почему он, зная об этом, не забрал свою рыбу до того, как подписать акт приемки-передачи? Теперь это невозможно. У озера другой арендатор, мы передали его местному лесхозу».
Николай Загуменный объясняет, что план, доведенный райисполкомом, он не смог выполнить из-за проблем со здоровьем, набегов браконьеров. Также понадобилось время, чтобы вырастить маточное стадо. И если сейчас лесхоз запустит в озеро свою рыбу, как после сличить, где чья?
В райисполкоме фермера отправляют в суд. Но он понимает: судебный процесс — дело долгое, хлопотное. А главное — затратное, ведь на его плечи лягут еще и судебные издержки. Загуменный все еще верит, что к его аргументам прислушаются.
В КГК считают, что виноваты обе стороны. «Вина фермера в том, что он не платил за аренду, не выполнял условия договора. Но и в действиях Чаусского райисполкома усматриваются нарушения, — говорит заместитель начальника управления экспертно-правовой работы и обращений граждан Комитета госконтроля Могилевской области Олег Коробан. — По закону местные власти обязаны отдать человеку рыбу, которую тот растил и разводил. Этот „сигнал“ взят на контроль, будем разбираться».