"В МиГе понимаешь - это уже боевая машина". Как в Барановичах готовят наших летчиков-истребителей
«Надо будет обогнать скорость звука в раза полтора и махануть вверх на 16 тысяч метров», — говорит 24-летний летчик-истребитель старший лейтенант Вадим Леоновец. Вместе с ним в небо на МиГ-29 поднимутся еще трое молодых офицеров и инструкторы — это обычный рабочий день на барановичской 61-й истребительной авиабазе.
В день полетов первыми на аэродром прибывают инженеры. На то, чтобы подготовить МиГи, уходит 3−4 часа — в зависимости от выполняемых задач. Предполетная подготовка включает перечень осмотровых работ и проверку работоспособности всех систем и агрегатов на земле.
«От полноты и качества ее выполнения зависит не только конечный результат, а также безаварийность работы, — объяснил заместитель командира авиационной эскадрильи по инженерно-авиационной службе майор Александр Полыко. — Самолет — не танк, в поле он не станет. После полетов мы приступаем к послеполетной подготовке: осмотр, дозаправка. Пока самолет не будет введен в строй, технический состав остается на аэродроме. Час, два, три. В зависимости от задач».
«Я смог!»
Пока инженеры хозяйничают на полосе, летчики в комбинезонах заняты «пешими полетами»: ходят друг за другом, имитируя ладонями истребители, и отрабатывают на земле элементы, которые будут исполнять в воздухе. Жаль, фотографировать нельзя — плохая примета.
«Мама рассказывала, что, когда мелким был, мечтал о небе», — рассказывает молодой летчик Вадим Леоновец в ожидании вылета. Родился парень в деревне Деревная Столинского района. После школы подал документы в Военную академию на авиационный факультет. Говорит, успеваемость у него была хорошая, но для поступления одного аттестата мало.
«Надо было пройти три медкомиссии: районную, областную и в центре авиационной медицины в Минске. Волновался. В школе-то доскональный осмотр не проводили. Шел на медкомиссию, волновался — а вдруг что-то найдут и не пропустят», — вспоминает Вадим.
Во время обучения в Академии теория сочеталась с практикой. Первый раз молодой курсант поднялся в воздух летом после первого курса. Летел на планере Л-13.
«Планер летит тихо, как птица. Всего 80 км/ч. Была такая эйфория: «Вау, я смог!», — вспоминает Вадим свой первый полет.
На втором и третьем курсе будущие летчики уже тренировались в Могилеве на спортивном учебно-тренировочном самолете Як-52. На последних курсах студенты уже летали на аэродроме в Лиде на Л-39.
Во время обучения в Военной академии Вадим определился и со своей будущей специализацией — мечтал попасть по распределению в Барановичи, чтобы летать на истребителе МиГ-29. Помимо барановичской авиабазы, молодое пополнение отправляли также в 116-ю гвардейскую штурмовую авиабазу в Лиде и 50-ю смешанную в Мачулищах. Парню повезло — после пяти лет обучения направили туда, куда хотел.
«Всё, как в полете»
Первое время после окончания вуза молодое летное пополнение в Барановичах проходило переобучение.
«В академии нам преподавали общие предметы, давали знания, которые, в принципе, к каждому самолету применимы. Аэродинамика, техника. МиГ-29 мы там не изучали. А здесь уже начали изучать конкретно МиГи», — рассказывает Вадим.
Первый месяц был «теоретическим», затем — занятия на тренажере, который разработали 558-й авиаремонтный завод в Барановичах и объединенное конструкторское бюро «Русская авионика». Оборудование — мечта любителя компьютерных авиасимуляторов: в просторном зале установлен точный макет кабины пилота МиГа с полным комплектом приборного оборудования. Перед обучающимся пять белых экранов, на которые выводится изображение из пяти проекторов — это система визуализации закабинного пространства. За сиденьем летчика — колонки, которые имитируют шум двигателей.
Компьютерная симуляция полностью соответствует реальной обстановке. В программу забиты цифровые карты местности с данными аэрофотосъемки, а оператор может выставлять любые погодные условия.
«Здесь все один в один как в боевом самолете. Как вживую. Только нет ощущения перегрузок. Остальное — всё в точности: звук, выпуск шасси, поднятие закрылок. Всё, как в полете. Для летчика так и нужно, а перегрузки можно создавать на лопинге [особые качели, способные вращаться вокруг горизонтальной и вертикальной осей, которые используют для тренировки вестибулярного аппарата]», — объясняет техник тренажера Петр Трухан, за плечами которого — несколько десятков лет службы в авиации и сотни часов налета.
Самолетный ромб и роспуск веером: летчики показали мастерство на авиашоу в Барановичах
На тренажере можно взлететь с любого аэродрома Беларуси — даже тех, которые уже не функционируют, — а также с авиационного участка дороги. Периодически в небе пролетает Ил-76, к которому можно подлететь для дозаправки в воздухе. Рядом с макетом кабины стоит компьютер, на котором стажер или инструктор может управлять вторым самолетом — для отработки полетов в паре.
Кроме того, программа позволяет отрабатывать различные внештатные ситуации, которые могут возникнуть в воздухе. Поэтому на тренажере занимается не только новое пополнение, но и опытные летчики. По словам Петра Николаевича, перед каждым вылетом офицеру, независимо от звания и часов налета, необходимо в обязательном порядке отработать на симуляторе.
«Вчера мы уже знали, что будем делать сегодня»
После 50 часов налета на тренажере молодой летчик приступает к практическим полетам с инструктором.
«Как правило, через два месяца (после прихода на авиабазу. — Прим. TUT.BY) они уже летают с инструктором», — объяснил Петр Трухан.
Первый полет на МиГе молодым летчикам запоминается надолго.
«Он отличается от всех остальных полетов. Ты садишься в МиГ и понимаешь, что это уже боевая машина. Скорости совсем другие. Л-39 тоже юркий и быстрый, но не сравнится», — говорит Вадим Леоновец.
Молодые летчики летают три раза в неделю. Понедельник отводится на подготовку, вторник, среда, четверг — полеты, пятница — разбор.
«Плановая таблица на полеты рисуется за день до вылета. Вчера мы уже знали, что будем делать сегодня», — объяснил старший лейтенант.
В день нашего разговора Вадиму предстоял полет в стратосферу: «Это одно из упражнений для определения поведения самолета на таких скоростях. Тут мы летаем на 6−8 тысячах метров. Скорости при пилотировании доходят до 900 км/ч, затем — под две тысячи км/ч. Вчера летел просто на разгон. Долетел до 13 тысяч метров — и разгонялся на снижение».
Молодой офицер в гражданскую авиацию переходить не планирует: «Мне приятнее ездить на болиде, чем на автобусе».