Два белорусскоязычных первых классов могут быть созданы в двух школах Могилева
В школах № 1 и № 34 Могилева, возможно, будут созданы два первых класса с белорусским языком обучения. Об этом было заявлено 26 мая на заседании круглого стола представителей местной власти и общественности, прошедшем в областном центре, пишет БелаПАН.
Круглый стол на тему «О мерах по популяризации белорусского языка в сфере образования» был инициирован Могилевской городской организацией «Таварыства беларускай мовы» и проведен в средней школе № 1. В ней на протяжении уже шести лет обучается на белорусском языке единственная в Могилеве ученица Ялинка Соловьева.
В ходе круглого стола заместитель начальника городского управления образования Татьяна Кондратьева заявила, что в Могилеве имеется все необходимое для изучения белорусского языка и уровень его преподавания «довольно высокий». В некоторых школах белорусский язык изучается углубленно.
Присутствующим были продемонстрированы два видеофильма, призванные подчеркнуть, что белорусский язык в Могилеве живет и развивается, а также то, что «беларуская мова — мова будучыні».
О том, какая работа по изучению белорусского языка проводится в яслях-саду № 116 рассказала его заведующая Елена Крюковская. В отличие от Кондратьевой, она выступала на русском языке, хотя утверждала, что в ее дошкольном утверждении раз в неделю по четвергам все, в том числе администрация, разговаривают по-белорусски. Когда председатель Могилевской городской организации ТБМ Олег Дьячков спросил ее, почему она не выступает по-белорусски и на заседании, посвященном белорусскоязычному образованию, чиновники стали уверять его, что Крюковская владеет белорусским языком.
По утверждению директора средней школы № 34 Игоря Якименко, нормативные акты позволяют не только создавать классы с белорусским языком обучения, реализуя соответствующее право граждан, но и не исключают возможности создания белорусскоязычной группы в русскоязычном классе. В ней ученики, для которых родители выбрали белорусский язык обучения, могли бы изучать часть предметов на белорусском, а часть на русском. По мнению Якименко, в таком случае белорусскоязычные ученики лучше бы социализировались.
«Социализация — не проблема даже для ребенка, который обучается один в классе», — заявил отец Ялинки Соловьевой Дмитрий Соловьев. По его мнению, создание таких смешанноязычных классов усложнит для детей усвоение изучаемого материала.
«Если некоторые предметы изучаются по-белорусски, а остальные по-русски, то такое «белорусскоязычное обучение» не имеет смысла. Если создавать белорусскоязычный класс, то он должен быть белорусскоязычным по всем предметам», — заявила БелаПАН Галина Турандина, которая хочет отдать свою дочь учиться по-белорусски.
В результате обсуждения было принято решение, в частности, активизировать информирование общественности о возможности белорусскоязычного обучения с первого класса в школах № 1 и № 34 Могилева, расширить практику белорусскоязычных дней в дошкольных учреждениях.
Олег Дьячков полагает, что после этого круглого стола «что-то будет делаться», указывая на то, что многое, о чем говорилось на аналогичном предыдущем круглом столе в сентябре 2015 года, осталось невыполненным. К примеру, даже сегодняшний круглый стол намечался на январь, но до тех пор, пока активисты не обратились к зампредседателю Могилевского облисполкома Валерию Малашко, нижестоящие чиновники не брали на себя ответственность по его проведению.