"Прогулки по незнакомому Витебску". Площадь, где росла клюква и стоял памятник гетману
В Витебске, как и в Санкт-Петербурге, была Сенная площадь. С питерской «тезкой» ее роднит происхождение названия — место, где продавали сено и дрова. А также то, что и там, и там проживала городская беднота. Чем было знаменито это место — узнаем на сегодняшних «Прогулках по незнакомому Витебску».
Сенной площадью в Витебске называлась современная улица Богдана Хмельницкого, которая начинается от улицы Гоголя и идет до площади Победы. Это самый центр города, но здесь всегда тихо и уютно.
Окраина, где собирали ягоды и пасли свиней
А два века назад на Сенной горожане собирали… клюкву! В окрестностях находились овраги, ручьи, болото и лес. Народ прозвал это место по-своему — Свиная площадь. По воспоминаниям краеведа Николая Никифоровского, она «всегда ютила этих животных». Грязной городской окраиной Сенная была вплоть до конца XIX века.
В начале XX века Сенную площадь начали благоустраивать. В мае 1901 года здесь открыли детскую площадку. На ней работали качели, гимнастические снаряды. Горожане могли отдохнуть в парке, выпить минералки, газировки.
Лавок и магазинов на Сенной практически не было, зато здесь часто сдавали жилье внаем. Квартиры в основном снимали чиновники, преподаватели и военнослужащие 163-го Ленкоранско-Нашебургского полка. Его казармы находились неподалеку — на улице Гоголевской (теперь улица Ленина, дома №№ 12−16).
В числе известных квартирантов — будущий известный русский философ Николай Лосский, витебский архитектор Владимир Коршиков, директор частной гимназий Иван Неруш.
Фамильный особняк
Дом № 11/6 возвращает нас в краснокирпичный дореволюционный Витебск. Двухэтажное здание построили в начале ХХ века на средства Екатерины Дукальской. Здесь жила большая семья, члены которой имеют отношение к Витебской художественной школе.
До 1930-х гг. в этом доме жил Иосиф Туржанский — ученик Иегуды Пэна. Туржанский много лет проработал начальником городской тюрьмы в Себеже. Выйдя в отставку, приехал в Витебск и жил в семье дочери Александры в фамильном доме Дукальских. Будучи уже далеко не молодым, брал уроки живописи у Шагала и Пэна. Картин Туржанского найти не удалось. Зато сохранились два его портрета работы Пэна.
В этом же доме до начала войны жила правнучка Туржанского Любовь Дукальская (1924−2003) — художница и педагог.
Сегодня бывший фамильный дом Дукальских используется как жилой. В нем сохранилась старинная кованая лестница, а на первом этаже работают библиотека и воскресная школа при Свято-Покровском соборе.
Дом № 5/14 — один из самых приметных на этой улице. Как и особняк Дукальских, красивое дореволюционное здание пережило войну. Сейчас его занимает предприятие «Витебскоблсоюзпечать».
Пролетарский бульвар и сад Кленики
В 1919-м Сенную площадь переименовали в Пролетарский бульвар. Правда, горожане еще долго называли его по-старому. Через три года бульвар вновь стал площадью, в духе времени ее назвали в честь немецкого политика Фердинанда Лассаля. Но вскоре вернули «пролетарское» название, оно сохранялось до 1954 года. С этого времени улица носит имя украинского гетмана Богдана Хмельницкого.
Было у бульвара и еще одно название, народное — сад Кленики. Так витебляне называли этот район до и после войны.
Художник, на свадьбе которого гулял Пэн
В этом районе была мастерская художника Абрама Бразер. Уроженец Кишинева, он жил в Витебске с 1918-го по 1923 год. Преподавал в художественно-практическом институте, организовывал диспуты и митинги на творческие темы, создавал эскизы к праздничному оформлению города.
В квартире на бывшей Сенной Бразер давал частые уроки. Здание, в котором художник снимал жилье, не сохранилось. Известно, что оно находилось в самом начале улицы (где сейчас дом № 2).
Витебск стал судьбоносным городом в личной жизни художника — здесь он женился на дочери педагога Г. Хабаса. Свадьбу отпраздновали осенью 1923 года в доме невесты на Лучесской улице (сейчас проспект Черняховского), а одним из гостей был сам Иегуда Пэн.
Довоенная архитектура
В 1930-х годах на Пролетарском бульваре строили здания, многие из которых сохранились. В их числе дом № 10 — в 1937-м его возвели как детсад фабрики имени Клары Цеткин. После войны и до конца 1980-х здесь размещалась средняя школа № 13. Сейчас тут управление по труду, занятости и социальной защите населения.
Неподалеку построили роддом № 2 (улица Хмельницкого, 28). В то время в Витебске было три подобных медучреждения. В годы оккупации немцы разместили здесь лазарет, а рядом, в районе современной улицы Шрадера, устроили кладбище.
С середины 2000-х годов здание, в котором в последнее время находилось гинекологическое отделение, на реконструкции. Здесь планируют открыть женскую коенсультацию.
Дом № 9 — тоже довоенный и «медицинский». После войны тут размещался областной противотуберкулезный диспансер, потом — больница швейной фабрики «Знамя индустриализации», сейчас — областной клинический центр дерматологии и косметологии.
Жилой дом № 12, на фасаде которого — фрагменты лепнины, после войны считался элитным. В 1960-е многие его обитатели имели домашние телефоны, это было тогда роскошью. Здесь жил Петр Савик — председатель горисполкома в 1949−1953 годах.
Громкое убийство
26 ноября 1942 года на Пролетарском бульваре подпольщики убили главного редактора оккупационной газеты «Новый путь» Александра Брандта. Это произошло недалеко от дома № 14, где жил Брандт (район пересечения улиц Хмельницкого и «Правды»).
После этого немцы арестовали 50 человек и грозили им расстрелом. Однако никто не выдал подпольщиков, и заложников отпустили.
Партизанский парад
Еще шла война, а в Витебске на Пролетарском бульваре состоялся парад партизан. Это было знаковое событие для всей страны. Оно произошло 23 июля 1944 года — через неделю после того, как аналогичный парад прошел в Минске.
Парад состоялся именно в этом месте города неслучайно: в 1944 году здесь, на пересечении улиц Хмельницкого и Шубина, в одном из деревянных домов размещался горисполком, сообщает краевед Аркадий Подлипский.
Для руководителей республики, области и города за одну ночь соорудили деревянную трибуну. Она размещалась приблизительно там, где сегодня стоит дом № 13/5. Сначала состоялся митинг, затем — парад частей Красной Армии и партизанских соединений Витебщины, а в заключение — шествие трудящихся. В нем участвовало около 15 тысяч человек.
Послевоенные годы
Облик улицы Хмельницкого, которую мы знаем сегодня, сформировался после войны. Многие дореволюционные здания снесли. Те, что получше сохранились, восстановили.
В 1950—1960-е тут возвели многие жилые дома, позже — административные здания: консульство Латвии, поликлинику имени Ленина, стоматологическую поликлинику.
Памятник гетману
В 1954 году в начале улицы поставили памятник украинскому гетману Богдану Хмельницкому (около 1595−1657). Есть несколько версий его появления.
По одной из них, скульптуру перед войной везли куда-то через Витебск. Начались бомбежки, и ее оставили в городе, в вагоне на запасных железнодорожных путях. Немцы при отступлении хотели вывезти памятник в качестве металлолома, но не успели.
По второй версии, памятник Хмельницкому привезли в Витебск в начале 1950-х из Киева и установили на улице, которую переименовали в честь гетмана в связи с 300-летием вхождения Украины в Русское государство.
Старые фотографии запечатлели огромную статую на массивном постаменте. В конце 1970-х памятник начал разрушаться, и его снесли. По воспоминаниям витеблян, остатки скульптуры какое-то время лежали на пустыре за кинотеатром «Беларусь».