А нужен ли вуз? Что думают представители IT-компаний о высшем образовании в Беларуси
Представители QA Academy, образовательного центра ПВТ и тренинг-центра EPAM рассказали TUT.BY, ждут ли вчерашних школьников и что думают о высшем образовании в Беларуси.
«Айтишные» специальности в белорусских университетах пользуются большой популярностью, которую там связывают с перспективами найти высокооплачиваемую работу. Правда, между университетской скамьей и первым рабочим местом, скорее всего, будет еще одна ступенька — курсы в одной из IT-компаний. Быть может, путь к средней зарплате в 40 миллионов рублей стоит сократить? У представителей QA Academy, образовательного центра ПВТ и тренинг-центра EPAM мы узнали, готовы ли они учить (а потом и трудоустраивать) выпускников школ — и что думают о высшем образовании в Беларуси.
QA Academy: «Те, кто раньше и не попал бы в вуз, получают дипломы»
В описании курса «Основы тестирования ПО» QA Academy указано, что от «абитуриентов» академии не требуется никаких специальных знаний и подготовки — за исключением навыков работы за компьютером (а ими сегодня может похвастаться любой школьник). Так что директор академии Юрий Анушкин допускает, что одаренный одиннадцатиклассник, пройдя курс в QA Academy, теоретически может произвести впечатление на рекрутера в ИТ-компании и устроиться на работу.
— Но поступать именно так я категорически не советую, хоть это и не в моих интересах, — предупреждает Юрий и называет три обстоятельства, по которым учеба в вузе до сих пор имеет смысл, — Во-первых, в 17 лет человек еще слишком юн, взять его на работу — это риск для работодателя. В 99,9% случаев он еще не сможет стать тем специалистом, который будет соблюдать дисциплину или общаться с иностранными подрядчиками. Во-вторых, наши и другие подобные курсы нацелены, в первую очередь, на трудоустройство. Это то, что раньше называли ПТУ. В лучшем случае выпускник школы будет заниматься самой простой работой в тестировании, так называемой monkey job. Получается, какая разница, работать грузчиком или тестировщиком? Отличаться будет разве что интерьер и род занятий. Третье обстоятельство заключается в следующем: вуз дает не только диплом (который сегодня ничего не решает), но и широту взглядов, эрудицию. Высшее учебное заведение формирует образованного человека. И чем активнее мы поощряем вчерашнего школьника научиться быстро зарабатывать свои сто долларов, тем сильнее подрываем собственные перспективы.
Тем не менее, Юрий Анушкин отмечает, что специфика QA Academy такова: дипломы здесь не проверяют и 8% обучающихся в академии имеют среднее образование. Среди них не так уж много студентов, в основном это люди 25−26 лет с опытом работы.
— В этом случае не так критично, чему именно их учили в вузе. Решающее значение имеет то, что за человек перед нами. Насколько он трудолюбив, усидчив? Знает ли английский язык? Хочет ли он работать над собой?
Юрий уверен в том, что вузы, которые специализируются на подготовке IT-специалистов, делают максимум того, что могут «и упрекать их язык не повернется».
— Единственный вопрос — это размывание границ между способными и средними студентами и, как следствие, снижение планки требований. Те, кто раньше и не попал бы в вуз, получают дипломы. Сегодня определить уровень знаний человека можно только явочным путем, что мы и делаем: приглашаем и проверяем, что выпускник умеет, а что нет.
Образовательный центр ПВТ: «В каждом классе примерно три человека знают, в какой университет будут поступать»
Программисты, тестировщики, бизнес-аналитики — образовательный центр Парка высоких технологий готовит самых разных специалистов. Директор Вадим Зеленков рассказывает, что абсолютное большинство обучающихся здесь уже закончили вуз, но не профильный.
— Профориентация школьников — большая проблема. Выбирая вуз, они действуют либо спонтанно, либо исполняют желание родителей. Мы проводили тренинг по профориентации с учениками десятка минских школ: в каждом классе примерно три человека знали, в какой университет будут поступать. Остальные выбирают по наитию — и в результате теряют несколько лет, а потом еще и переучиваются. 90% наших студентов — те, кто разочаровался в выбранной профессии.
Но и профильными вузами все не так просто. Вадим отмечает, что они не могут позволить себе специалистов из индустрии: в первую очередь, по финансовым причинам. Потому в университете преподают основы, но прикладных знаний дать не могут. Для того чтобы приблизить теорию к практике, образовательный центр бесплатно предоставил шести университетам учебную программу по JAVA, разработанную их специалистами, — и готов передать ее и в другие вузы. Правда, чтобы готовить по этой программе студентов, тем придется согласовывать свои действия с Министерством образования.
— Нам в этом плане проще реагировать на быстро меняющиеся технологии. К примеру, вышел Android 4.0, мы начали готовить учебную программу. Только закончили, появилась пятая версия. Разобрались с ней, уже 6.0.
Вадим Зеленков обращает внимание и на проблемы с английским у выпускников белорусских вузов: для тех, кому предстоит работать на аутсорсинговом рынке, владение иностранным — обязательное требование.
Несмотря на риск потратить несколько лет на изучение того, что не пригодится в будущем, Вадим советует школьникам идти в вузы: во-первых, за базовыми знаниями, во-вторых, за дипломом — его наличие важно даже для западных компаний.
— И знаний, полученных после первого курса, хватит, чтобы определиться с направлением, в котором хочется двигаться дальше. Тогда можно приходить к нам, за практикой.
EPAM: «Ахиллесова пята белорусского образования — слабая связь производства и образования»
Тренинг-центр в EPAM существует уже 13 лет: в первую очередь, для того, чтобы решать кадровые вопросы EPAM. Евгений Пешкур, руководитель направления по подготовке специалистов, рассказывает, что большинство слушателей начинают работу на тренинге в процессе получения высшего образования.
— Что интересно, людей с уже полученными дипломами совсем немного. Дипломированные специалисты либо трудоустроены, либо уже потеряли навык быстро и много учиться. Как правило, к нам приходят на последних курсах вуза и становятся нашими сотрудниками как раз к моменту получения диплома. Раньше смысла нет: даже если студент готов, он ещё долго после завершения обучения в тренинг-центре вынужден делить время работы с учёбой и неизбежно «заваливать» одно из двух. Как работодатель, мы не готовы идти на такие риски, поэтому обычно не сотрудничаем с младшекурсниками.
Евгений уверен, что будущему программисту вуз необходим — даже если у белорусского высшего образования есть свои недостатки.
— Основы IT — это большая базовая подготовка во многих областях, которые в школе отсутствуют, плюс навык быстро и много учиться (а он приобретается во время первых сессий в вузе). Немаловажно и то, что вчерашний школьник ещё недостаточно сформирован как личность в плане дисциплины, усидчивости, коммуникативных навыков, чтобы полноценно работать на международных IT-проектах, где жёстко контролируются сроки, качество и нередко происходит прямое общение с заказчиком на английском язык. Конечно, самородки встречаются, но это, скорее, редкое исключение. Поэтому, на наш взгляд, высшее образование — объективная необходимость для старта карьеры в современных IT. В тренинг-центре мы не обучаем, например, английскому, теории графов, теории вероятности, основам алгоритмизации. Для формирования определённого способа мышления нужно изучить множество фундаментальных дисциплин. Наши сотрудники-предметники могут дать студенту специализацию только при условии, что у него уже сформирован этот тип мышления.
Среди проблем вузовского образования Евгений Пешкур в первую очередь называет недостаток практических навыков:
— Как бы сказать правду и в то же время никого не обидеть? Ни один вуз не выпускает «айтишников», на 100% готовых к работе. Готовность достигается или на проектах, или в тренинг-центрах, которые созданы под наработку этого опыта без рисков для реальных проектов. Но наши вузы хорошо готовят людей, способных сделать этот последний шаг. Ахиллесова пята белорусских университетов сейчас — слабая связь производства и образования. Те, кто учился 20−30 лет назад, помнят практики на целевых предприятиях и то, что часть занятий по специальности вели специалисты из производства. Мы пришли к такой же схеме. И, считаю, эта проблема должна решаться не вузами, а бизнесом. Только масштабный, стабильный бизнес с долгосрочными планами становится эффективным партнёром в высшем образовании. А задача вузов и государства — стимулировать это сотрудничество.