«Сегодня он ее избил, а завтра не рассчитал сил — и убил». Почему женщины терпят насилие
В криминальных сводках мы периодически читаем, что за бутылку водки сын избил своего пожилого отца. Или дочь украла пенсию у матери, чтобы прогулять ее с собутыльниками. Но нередко случаи насилия встречаются и в обеспеченных семьях. Так, в Минске успешный программист несколько лет терроризировал мать-пенсионерку, да так, что она была вынуждена прятаться от него в лесу.
Специалисты организации «Гендерные перспективы» говорят, что на горячую линию для пострадавших от домашнего насилия чаще всего обращаются женщины (94%) в возрасте от 27 до 40 лет. Агрессию они терпят годами. Рожают детей, верят обещаниям мужа исправиться, но снова и снова сталкиваются с жестокостью.
В последние годы все больше звонков поступает от пожилых людей. Спрашивают, как защитить себя от собственных детей, которые, как правило, злоупотребляют спиртным и ведут маргинальный образ жизни. Но проявляется домашнее насилие и в обеспеченных семьях.
Родители до последнего готовы прощать побои и издевательства
«К нам на горячую линию обращалась пенсионерка, которая жила в частном доме с сыном. Мужчина был довольно успешный, работал в сфере IТ, хорошо зарабатывал, — рассказывает руководитель проектов МОО «Гендерные перспективы» Анна Коршун. — Несмотря на это, он проявлял не просто психологическое насилие, но даже избивал собственную мать. Женщина была вынуждена вечером, когда он возвращался с работы, уходить в лес, чтобы с ним не пересекаться. Там было жестокое физическое насилие, у нее неоднократно были ушибы, переломы, сотрясение мозга, хотя в милицию она не обращалась. В больнице говорила, что упала, споткнулась, то есть сына не выдавала. На горячую линию она позвонила только тогда, когда поняла, что существует реальная угроза для ее жизни».
Психологи посоветовали ей разъехаться с сыном. Суд обязал агрессора выплачивать матери алименты, и женщина смогла сменить место жительства. Но за побои он так и не ответил.
«Пожилым людям очень тяжело заявить о фактах насилия, — продолжает Анна Коршун. — С одной стороны, они чувствуют вину, что воспитали таких детей. С другой стороны, боятся, что ребенок пострадает от того, что они заявят на него в милицию. Кроме того, выселить скандалиста довольно сложно. Если он прописан в одной квартире с родителями, разъезд возможен только через суд. Далеко не каждый родитель сможет отправить ребенка «на улицу», каким бы плохим он ни был».
Отцы и дети. Почему от насилия страдают пожилые люди
Агрессоры умеют манипулировать своими жертвами
По словам специалистов, самый распространенный вопрос, который задают жертвы домашнего насилия: как сделать так, чтобы муж прекратил бить?
«Часто женщины звонят и говорят: меня только что избили, приезжайте, помогите. Но мы не опергруппа, мы не можем выезжать к клиентам, физически ограждать их от агрессии, — говорит руководитель горячей линии для пострадавших от домашнего насилия Виктория Жуковская. — В таких случаях нужно обращаться в милицию. Отказываются принимать заявления — пишите жалобу в прокуратуру».
Некоторые агрессоры настолько продуманно избивают своих жертв, что не оставляют на ее теле синяков. Эксперты в таком случае не могут зафиксировать ушибы. Соответственно, такого человека сложно привлечь к ответственности.
«Бывает, выезжают милиционеры на вызов и видят, что агрессор в нормальном состоянии, он уже выпустил пар, спокойно с ними разговаривает, а жертва — напротив, истерит, не может четко сформулировать мысли. И в таких случаях правоохранители иногда идут на поводу у виновного, — говорит руководитель горячей линии. — Поэтому важно понимать, как правильно опрашивать участников факта насилия. Мы выпустили специальные брошюры для милиционеров, где это четко разъясняется. Надеемся, что ситуация будет меняться к лучшему».
Вопреки расхожему мнению, что насилие совершается только в маргинальных и социально неблагополучных семьях, по статистике специалистов горячей линии 70% обращений не были связаны с пьянством.
«Наши женщины по 15 лет терпят насилие, иногда даже после развода, и обращаются за помощью, когда чувствуют, что могут уже не выжить», — отмечает Виктория Жуковская.
И все-таки, почему женщины терпят?
«Женщины, которые годами сталкиваются с домашними насилием, подвержены такому психологическому заболеванию как созависимость, — объясняет Анна Коршун. — То есть жертва патологически привязана к агрессору, живет его жизнью. Именно поэтому она ему все прощает, верит в лучшее, часто винит себя и продолжает терпеть».
Специалисты обращают внимание на то, что агрессоры умеют манипулировать своими жертвами. Это происходит на подсознательном уровне. Они четко знают, когда нужно попросить прощения или принести подарок, а когда можно снова напасть.
Долгое терпение женщины объясняется и экономическими факторами. Зачастую женщина не может уйти из семьи, так как не зарабатывает достаточно для того, чтобы купить или снять новое жилье, поставить на ноги детей.
Кроме того, обращение в милицию с заявлением по поводу домашнего насилия сказывается на детях — считается, что они находятся в «социально опасном положения». Семью начинают контролировать. Если ситуация не улучшается, мать продолжает жить с агрессором, есть вероятность, что детей могут забрать.
В Беларуси распространены случаи, когда женщины даже после жестокого избиения отказываются писать заявление на агрессора. Именно так произошло с сожительницей Геннадия Яковицкого, приговоренного в начале 2016 года к смертной казни.
Мужчина признался, что неоднократно избивал свою пассию. Женщина с тяжелыми травмами даже лежала в больнице. «Она не только меня простила. Она сама просила, чтобы я вернулся», — заявил обвиняемый в суде. В июле 2015 года он нанес 46 ударов по телу жертвы, от чего она скончалась на месте преступления.
Можно ли вылечить агрессора?
Специалисты подчеркивают, что чаще всего агрессивную модель поведения человек копирует из прошлого. Ребенок, который сталкивался с домашним насилием, может перенести негативный опыт уже в свою семью. Женщины, которые терпят агрессию «ради детей», должны понимать это.
10 советов, как распознать агрессора | |
1. | Партнер постоянно контролирует вас: запрещает видеться с друзьями и родственниками, диктует, что вы должны исключить из своего гардероба. |
2. | Следит за вашими расходами, требует подробный отчет о том, на что вы потратили деньги. |
3. | Вспышки немотивированной ревности: «Ты мало времени проводишь со мной», «Ты недостаточно меня любишь», «Работа/друзья тебе дороже, чем наши отношения». |
4. | Угрожает, что покончит жизнь самоубийством, если вы его бросите. |
5. | Оскорбляет своих родственников, агрессивно с ними общается. |
6. | Проявляет жестокость к животным и людям. |
7. | Постоянно кричит на вас, оскорбляет, используя ненормативную лексику. |
8. | Настаивает на сексуальных отношениях, даже если вы говорите «нет». |
9. | Толкает вас, дает пощечину, за что потом извиняется и говорит, что больше это никогда не повторится. |
10. | Винит алкоголь или вас в том, что ведет себя агрессивно. |
Кроме того, агрессия не проходит сама по себе. Нужна длительная психологическая терапия.
«Прежде всего, агрессор должен признать, что у него есть проблема, — объясняет Анна Коршун. — Он может согласиться на терапию, когда понимает, что в ином случае просто потеряет семью. Но пока это единичные случаи. К сожалению, у нас нет профильного законодательства, которое бы обязало агрессора пройти коррекционную программу. И нет возможности отследить, как он в дальнейшем будет себя вести. Возможно, с одной женщиной он разорвет отношения, но потом найдет другую и насилие продолжится».
По словам Анны Коршун, к ним обращается довольно много женщин, которые утверждают, что их супруг терроризировал и свою первую жену: «Почему это не остановило их перед свадьбой? Агрессор объяснял, что его провоцировали, что виновата была только женщина. Обычная манипуляция».
В Минском городском центре соцобслуживания семьи и детей есть коррекционная программа для агрессоров, которая продолжается 30 недель. Она включает индивидуальную и групповую терапию.
От насилия страдает каждая третья женщина, но не все это осознают
Как показывает практика, не бывает одного чистого вида насилия. Избиению, к примеру, всегда предшествует психологическое насилие. Агрессия накапливается. Эксперты говорят, что в Беларуси реже всего заявляют о сексуальном насилие в браке. Считается, что жена не имеет права отказать мужу.
«У нас было обращение от женщины, которая была на седьмом месяце беременности. По медицинским показаниям ей было рекомендовано воздержаться от половых отношений, однако супруг, несмотря на все риски для ребенка и жены, заставлял ее вступать в интимную связь», — говорит Анна Коршун.
По подсчетам специалистов, в Беларуси каждая третья женщина страдает от домашнего насилия. Однако очень часто жертвы не могут распознать агрессию.
«К нам звонила женщина, которая уже 20 лет живет в браке, из них 10 лет систематически терпит унижения. Каждый день муж называет ее толстой коровой, говорит, что она ни на что не способна, критикует каждое ее действие. На вопрос, есть ли физическое насилие, она ответила: «Нет, но бывает, что он меня толкнет или волосы на руку намотает, или ущипнет». То есть некоторые женщины даже не идентифицируют себя как жертв физического насилия», — отмечает руководитель проектов МОО «Гендерные перспективы».
Если вы или ваши близкие страдаете от семейного насилия, позвоните на общенациональную горячую линию для пострадавших от домашнего насилия 8-801-100-8-801. Звонок со стационарного телефона бесплатный, с мобильного телефона — по тарифам сети. Анонимность гарантируется. |
В обществе достаточно распространен стереотип о том, что женщина зачастую сама провоцирует мужа на агрессию. К примеру, устраивает разборки, когда он приходит домой пьяным, вместо того, чтобы закрыться в комнате и тихо сидеть. Специалисты настаивают: нельзя винить жертву.
«По такой логике нужно освобождать от ответственности воров-карманников, ведь можно сказать, что потерпевший сам виноват, что у него из кармана вытащили кошелек, нужно было лучше прятать. Звучит странно, не правда ли? Тогда почему в случае с насилием некоторые готовы переложить вину на жертву? Сегодня она «спровоцировала» мужа и он ее избил, а завтра он не рассчитал силу и убил ее. В этом случае тоже освобождать от ответственности? Если партнеров что-то не устраивает в отношениях, можно развестись. Никто не заслуживает насилия», — говорит Анна Коршун.
Специалисты отмечают, что хотя к ним за помощью чаще обращаются женщины, мужчины тоже могут быть жертвами в семье.
«У нас было несколько звонков от пожилых мужчин, которые жаловались на жестокость своих дочерей. Причина та же — агрессор копирует модель поведения, которую она видела в детстве. И, к сожалению, алкоголизм тоже влияет на такое поведение», — подчеркивает руководитель проектов МОО «Гендерные перспективы».
Адарья ГУШТЫН