ПОБЕЖДАЯ СТЕРЕОТИПЫ

Источник материала:  

18 мая. Участок трассы Минск — Могилёв неподалёку от нашей столицы непривычно пуст. Он стал для белорусских авиаторов площадкой лётно-тактического учения. Причём наиболее яркого, мощного по эмоциональному накалу и зрелищного его этапа — посадки самолётов на авиационный участок дороги. В этот день о многом говорилось с приставкой «впервые».

Наблюдать за событием приехали высшее руководство Министерства обороны, представители командования ВВС и войск ПВО, журналисты, иностранные военные атташе, аккредитованные при белорусском военном ведомстве. Наш корреспондент узнала подробности из первых уст.

Генерал-лейтенант Андрей Равков, министр обороны Республики Беларусь:

— В Вооруженных Силах идет плановая боевая и оперативная подготовка. Все спланированные на учебный год мероприятия по подготовке Вооруженных Сил выполняются до запятой. Их эффективность подтверждается хорошими практическими навыками личного состава.

На аэродромном участке дороги мы ежегодно осуществляем посадки самолетов. Особенностью данной тренировки является то, что впервые посадку на аэродромный участок дороги выполнили два учебно-боевых самолета Як‑130. После приземления инженерно-технический состав провел подготовку к повторному вылету и снаряжение боеприпасами. Затем самолеты взлетели и ушли выполнять задачи на полигон Неман. Кроме того, посадку осуществили два истребителя МиГ‑29, которые выполняют это упражнение регулярно.

Первыми в мире мы осуществили посадку на аэродромный участок дороги штурмовика Су‑25 в ночных условиях.

Та обстановка, которая складывается в современных условиях при применении авиации, заставляет летчиков выполнять сложнейшие задачи, идя порой на определенный риск. На сегодняшний день летный состав уверенно осуществляет учебно-боевую подготовку. Люди и авиационная техника показывают себя с хорошей стороны, особенно новые, принятые в прошлом году на вооружение самолеты Як‑130. Они успешно отработали бомбометание пуски ракет и выполнили посадку на аэродромный участок дороги.

Это хорошая ступень для достижения более высоких результатов. Вооруженные Силы должны быть готовы к защите государства, к действиям по предназначению, мы должны подготовить грамотных специалистов, которые способны максимально эффективно выполнить все поставленные задачи. Это наша работа. И мы ее выполняем.

Игорь Клименко, региональный директор по России и странам СНГ Научно-производственной корпорации «Иркут»:

— Мастерство и профессионализм белорусских летчиков, которые производили такую посадку впервые, выше всяких похвал. Просто молодцы! Никто никогда и нигде такого не делал. Все теоретические возможности, заложенные в тактико-технических характеристиках самолета Як‑130, белорусские летчики впервые в мире продемонстрировали на практике, подтвердив и свой класс, и возможности нашей техники.

Такой потенциал и такие навыки, которые они продемонстрировали сегодня, красноречиво свидетельствуют об очень высоком уровне боевой подготовки белорусских летчиков. И я думаю, что если к такой степени подготовки подойдет весь летный состав авиационной базы, в которой эксплуатируются наши самолеты, это, безусловно, поднимет на совершенно новую ступень боевую способность Военно-воздушных сил Беларуси, обороноспособность страны.

Генерал-майор Олег Двигалев, командующий ВВС и войсками ПВО:

— Сегодняшнему мероприятию предшествовала определенная подготовка. Условия очень сложные. Узкая, практически в два раза уже, чем стандартная взлетно-посадочная полоса, дорога. Недостаточная освещенность, другое покрытие. При посадке на асфальт летчикам сложнее определить визуально высоту полета самолета. Поэтому в ходе выполнения посадки на автомобильную дорогу ломаются сложившиеся стереотипы.

Хочется сказать слова благодарности нашим летчикам. Они каждый день совершают подвиг, поднимая стальных птиц в небо. Это достойно уважения. Самое главное, что наши военнослужащие — не только летчики, но и наземные службы, которые готовили эту полосу, — настроены по-боевому, готовы выполнить задачу в любых условиях, делают все для того, чтобы белорусский народ мог спокойно реализовывать свои мечты, мирно трудиться на благо нашего государства. Чтобы наша Беларусь процветала, чтобы обеспечить достойную, мирную жизнь.

Генерал-майор Игорь Голуб, заместитель командующего ВВС и войсками ПВО:

— Практические мероприятия учения проводились на всей территории Республики Беларусь.

Я лично осуществлял первую посадку на автомобильный участок дороги в 2007 году и понимаю, насколько это непростая задача. А тем более если выполнять ее в темное время суток… С тех пор мы ежегодно осуществляем посадки на аэродромные участки дорог. Сегодня мы уверены в том, что практически весь летный состав нашего вида Вооруженных Сил в случае необходимости сможет выполнить данный элемент подготовки.

Для чего это необходимо? Республика Беларусь имеет небольшую площадь и, соответственно, небольшую

аэродромную сеть. Зато у нас развиты автомагистрали и подготовлены хорошие аэродромные участки дороги. За определенное время мы можем практически каждую автомагистраль превратить в АУД.

Важность этого очевидна. Эта задача выполняется прежде всего с целью обеспечения живучести авиации. Если возникнет военный конфликт, для того чтобы завоевать превосходство в воздухе аэродромы, на которых базируется авиация, первыми подвергнутся массированным ракетным и авиационным ударам. Даже если в это время наша авиационная техника будет находиться в воздухе, ее надо куда-то приземлить и осуществить подготовку ко второму вылету. Автомобильные дороги, оборудованные под аэродромные участки, позволят это сделать.

Как показывает опыт последних локальных конфликтов, в современном бою побеждает тот, у кого авиация мгновенно рассредоточивается и так же мгновенно собирается вне базовых аэродромов. Кроме того, возвращаясь с выполнения боевого задания на авиатехнике с боевыми повреждениями, летчик, подготовленный для посадки на аэродромные участки дороги, совершенно спокойно совершает приземление, не ставя перед собой цель дотянуть до аэродрома.

Полковник Александр Карев, заместитель командующего ВВС и войсками ПВО — начальник авиации:

— У нас хорошая натренированность летного состава. Сегодня мы попробовали приземлиться ночью на дорогу — у нас получилось. Сложности были, не без этого. На аэродромном участке дороги не было привычных для летчиков и группы руководства полетами радиотехнических, светотехнических и радиолокационных средств. Руководитель полетов только дает разрешение на посадку — ответственность за выполнение задачи полностью лежит на экипаже.

При отработке этого летно-тактического упражнения, выполняемого на фоне определенной оперативно-тактической обстановки, особое внимание уделили согласованию по времени всех эпизодов выполнения тактической задачи и организации взаимодействия между различными родами авиации.

В данном летно-тактическом упражнении принимали участие три рода авиации. Это авиация непосредственной авиационной поддержки, представленная вертолетами Ми‑24 и Ми-8, истребительная авиация, которую представляли самолеты МиГ‑29, и самолеты ударной авиации Як‑130 и Су‑25.

Не менее важными были вопросы организации взаимодействия между ними и всестороннего обеспечения полетов. Необходимо было отработать целый ряд задач: вовремя организовать прочесывание и подготовку участка дороги, убрать все посторонние предметы, организовать оцепление, обеспечить безопасность… И все на ограниченном участке в ограниченное время.

Особо отмечаю качественную работу всех служб, которые действовали четко и слаженно — как часовой механизм. А главное, оперативно и своевременно. Сейчас здесь бурлит активная работа, а через некоторое время ничего не будет напоминать об этом… Эта мобильность мне особенно нравится.

Гвардии полковник Андрей Рачков, командир 116‑й гвардейской штурмовой авиационной базы:

— Сама по себе посадка на АУД — довольно трудный элемент летной подготовки. Ее и днем выполнять непросто, а ночью тем более. Сложно построить глиссаду, потому что заход на посадку и определение дальности до точки приземления осуществляются только визуально. Инструментально проверить мы ничего не можем. Обычно на аэродроме используем счетчик дальности — здесь же все, что называется, на глаз. К тому же большая скорость при подходе к земле — 300 км/ч. И таких нюансов много.

Конечно, для подготовленного летчика все это особой проблемы не составляет. Поэтому такие тренировки необходимо проводить регулярно. Я уверен, что наш летный состав через один-два контрольных полета будет выполнять посадку на аэродромный участок дороги без проблем.

Что касается того, что впервые в мире летчики нашей штурмовой авиационной базы отработали на Як‑130 это летно-тактическое упражнение, могу сказать только одно: мы служим Республике Беларусь — и я горд, что мы стали первопроходцами в этом вопросе.

Полковник Саенс Франциско Хавьер Армендариз, атташе по вопросам обороны при Посольстве Республики Эквадор в Республике Беларусь:

— То, что мы увидели сегодня, для нас ново. Мы не проводим подобные тренировки с посадкой авиационной техники на автотрассы. Вы же это осуществляете блестяще. В первую очередь это благодаря высоким профессиональным навыкам белорусских летчиков, которые получили очень хорошую подготовку в стенах Военной академии. Я восхищен их профессионализмом. Восхищен всем, что увидел сегодня. Спасибо!

Записала Лариса Кучерова, «Ваяр», фото Андрея Артюховского и Кирилла Франскевича

←В Беларуси ожидаются сильные дожди и порывистый ветер

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика