Высший пилотаж в белорусском небе
На днях под руководством командующего Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны генерал-майора Олега Двигалева прошло лётно-тактическое учение с 61-й истребительной авиационной базой. Во время его проведения военнослужащими 61 иаб был отработан ряд учебно-боевых задач, в том числе посадка на аэродромный участок автомобильной дороги (АУД) в ночных условиях.
Выполнение задач ЛТУ обеспечивали штурмовики из состава 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы и вертолеты из состава 50-й смешанной авиационнной базы. По замыслу учения, большинство задач военнослужащие отрабатывали на 210-м авиационном полигоне ВВС и войск ПВО. Одна из них — нанесение авиационного удара по лагерю условного противника ударными группами самолетов Як‑130. К слову, военные пилоты выполняли навигационное бомбометание с высоты, не позволяющей визуально наблюдать цель. Несмотря на то что «стотридцатки» поступили на вооружение белорусской армии только в прошлом году, наши летчики уже полностью освоили боевые возможности этой крылатой машины и без особых хлопот справились с поставленной задачей.
Особую роль в успехе проведения летно-тактического учения сыграла кропотливая работа подразделений войск связи. Именно они выполняли задачи по оборудованию АУД светотехническими средствами, чтобы превратить трехкилометровый участок дороги в настоящую взлетно-посадочную полосу. В ночное время летчикам необходимо максимальное освещение — ведь визуально определить расстояние до земли не так-то просто.
Плечом к плечу со связистами вносили свой вклад в общее дело и военнослужащие радиотехнических войск. Им предстояло обеспечивать радиолокационный контроль полетов авиации по заданным маршрутам, а также выдавать радиолокационную информацию на пункты боевого управления.
Несомненно, изюминкой ЛТУ стала ночная посадка «сушки» — штурмовика Су‑25 на АУД.
— Конечно, самолет не может сесть на обычную дорогу. Поэтому при проектировании дорожных сетей планируются определенные участки дорог со свойствами, подходящими для посадки авиации, — рассказал о тонкостях создания приспособленных под авиационные нужды АУД заместитель командира 83‑го отдельного инженерно-аэродромного полка — главный инженер подполковник Александр Талерчик.
Как рассказал армейский специалист, такие участки дорог должны быть не короче 3.000 метров. В ночное время для осуществления посадки воздушного судна на автомобильную дорогу необходимо ее полное световое обеспечение, включая посадочные огни и прожекторы. Из самых важных моментов — подготовка самой трассы. Ее покрытие должно быть практически идеально чистым, чтобы ничто не могло повлиять на приземление самолета.
…Первой над трассой появилась пара вертолетов Ми‑24 50‑й смешанной авиационной базы. Их задачами были проведение воздушной разведки в заданном районе, авиационное прикрытие высадки воздушной поисково‑штурмовой группы и дальнейшая охрана района посадок и взлетов самолетов. К слову, взлетку прикрывали, помимо боевых «стрекоз», и расчеты зенитных ракетных комплексов «Тор-М2».
На горизонте появилась первая пара учебно-боевых самолетов Як-130. Летчики, виртуозно маневрируя, без труда вывели многотонные крылатые машины на заданный курс… Первое касание шасси самолета земли — и Як-130 с оглушающим ревом двигателей проносится по трассе, оставляя за собой лишь облака пыли и запах сгоревшего керосина. Вторая крылатая машина, сопроводив напарника, также заходит на заданный для посадки курс. Самолеты готовятся к выполнению следующей боевой задачи.
Через некоторое время в небе над аэродромным участком дороги появляются истребители МиГ-29. В отличие от Як-130, эти самолеты уже много раз совершали посадку на АУД, но сейчас они впервые выполняли ее в сумерках. Для этой пары приземление также не составило большого труда: после пролета над трассой и ее визуальной оценки летчики один за другим совершили посадку.
Сумерки в районе автомобильного участка дороги сменяются кромешной темнотой. Вдали мигают огни готовых к взлету истребителей. Летчикам отдают команду, и боевые машины одна за другой взмывают в небо. Истребители еще раз пролетают над участком дороги и, словно салютуя своему успеху, выбрасывают «тепловые ловушки», освещая все вокруг ярким фейерверком огней.
В полной темноте вновь включаются прожекторы. Сейчас впервые на всем постсоветском пространстве будет выполнена посадка самолета на автомобильный участок дороги ночью.
В небе уже видны посадочные огни штурмовика Су‑25. Непросто передать словами сложность задачи, которая стояла перед пилотами этой крылатой машины: заместителем командующего Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны — начальником авиации полковником Александром Каревым и командиром 116‑й гвардейской штурмовой авиационной базы гвардии полковником Андреем Рачковым. Стать первыми, кто, усмирив стальную птицу, сделает практически невозможное, — это всегда требует максимума сил и терпения, величайшего мастерства.
«Сушка» сближается с землей, прожекторы подсвечивают ей трассу, указывая на место, где шасси должны соприкоснуться с землей. Огни по краю проезжей части намекают на дополнительную трудность — автомобильная трасса почти в два раза уже, чем взлетная полоса.
И вот касание шасси самолета земной тверди. Все вокруг замирают в немом ожидании — в эти секунды в историю белорусской армии вписывается новая славная страница…
Самолет плавно опускает шасси на асфальтное покрытие и начинает замедлять свой бег… Все собравшиеся аплодируют мастерству белорусских летчиков: первая посадка самолета на АУД ночью удалась!
Старший лейтенант Кирилл Франскевич,«Ваяр» фото автора и Андрея Артюховского