“Вы просто еще не нашли себя…” – немецкий фотограф о белорусах и белорусской фотографии
Недавно Беларусь посетил известный немецкий фотохудожник Мануэль Шредер. Нам удалось словить его чуть ли не с самого поезда. Уставший, не спавший всю ночь, он все равно был полон сил и энергии. И мы, специально для 21.by, задали ему несколько вопросов.
- Вы довольно часто посещаете Беларусь, почему?
- Я приезжаю в Беларусь на выставки. Впервые побывал здесь в 2014 году на экспозиции "Avant-gARTe. От квадрата к объекту". Затем я провел небольшое расследование по фотографии в вашей стране. Я гулял по Минску, по его соборам, сделал очень много фотографий. Позже я задумал несколько проектов в Минске, над которыми сейчас работаю.
- Мы слышали, что у вас есть идея проекта, связанная с СССР.
- Это больше относится не именно к СССР, а к постсоветским странам как Латвия, Грузия и т д. Проект будет о странах бывшего Советского Союза, их архитектуре. Он будет называться “leftovers landmarks” (пережитки прошлого). Свои исследования, относящиеся к этому проекту, я провожу преимущественно со студентами и участниками моих воркшопов.
- И какие вы проводите исследования со студентами?
- В 2014 году я изучал человеческую натуру, а именно как люди ведут себя в общественных местах. Например, как они представляются, что рассказывают в первую очередь о себе совершенно незнакомым людям. Далее я больше сконцентрировано на том, что привносит правительство и эпоха в архитектуру. В одном и том же городе мы видим такие разные здания, построенные в разное время.
- Почему вас заинтересовала именно эта тема?
- Между вашими странами и восточной частью Германии много похожего. У нас тоже есть много постсоветских черт, особенно в Берлине. Поэтому для меня это близкая тема. А в Германии это все еще игнорируется. Но когда я приезжаю в такие страны как Латвия или Беларусь, я вижу, что это все еще часть вашей жизни.
Конечно, мы согласились. Это особенно заметно в дизайне квартир белорусов. У многих до сих пор в доме осталась секция. Мы долго и безуспешно пытались объяснить ему, что это такое, даже пришлось прибегнуть к помощи переводчика, но эквивалента в английском языке мы так и не нашли. Объяснили буквально на пальцах. Но Мануэль нас понял. Он сказал, что видел что-то подобное. Потом мы стали говорить про ковры на стенах. И плавно перешли на автоматы с газировкой. И тут у нас опять возникли трудности перевода. Но фотограф быстро сообразил: “О, я знаю, мы называем их “slot machines” ты кладешь монетку, и получаешь газировку. В Германии тоже такие есть. Это началось в 50х.”
- Вы фотографируете много надписей на стенах. Не граффити, а именно просто слова, почему?
- Да-да, это словно часть рекламного процесса. Люди как будто рекламируют себя, оставляя какую-то пометку на стене. Это мой главный интерес: видеть вещи в процессе изменения. Ведь кто-то напишет еще, стена будет рушиться. Действие еще не закончено. Но она и не новая, кто-то уже что-то написал, значит, процесс изменения начался. Это особый взгляд на простые вещи. Как только начинаются изменения, первоначальное сообщение передано, именно тут начинается наполнение предмета новым, творческим смыслом. Здесь интересен вопрос времени. Это как в дилемме: в какой момент вода переходит в лед? Для меня это самое интересное. Вот я и пытаюсь запечатлеть этот самый переходный момент. Такое мгновение, когда вода превращается в лед, когда предмет начинает наполняться новым смыслом. Поэтому я фотографирую отдельные надписи на стенах.
- А теперь давайте поговорим о наших людях. Вы часто приезжаете в Беларусь и уже познакомились с местными жителями. Есть ли у нас какие-то отличительные черты?
- Да, я вижу отличия, особенно в сравнении с немцами, это предсказуемо. Меня больше удивило, что у вас такая разница с теми же литовцами, хотя находитесь рядом и даже какой-то период времени входили в состав одной страны. Мне белорусы кажутся куда более сильными, целеустремленными к своим желаниям. Для меня ваша страна непредсказуемая. Она не похожа на Россию, не похожа на Литву. Это отдельная страна с таким сильным характером. Особенно, когда я вижу молодых людей, таких как вы. У вас столько энергии. И для меня это интересно.
- Многие говорят, что мы похожи на русских, но более “вялые”.
- Нет-нет, я таких людей не понимаю. Возможно вы немного сонные, но и немцы такие же. А молодые люди, лет 20, вообще интернациональны. Это новое поколение, оно действительно сильное, особенно со своими смартфонами, способное быстро достать любую информацию, обмениваться ей с другими, общаться с людьми из разных стран.
- Как вы считаете, есть ли у белорусской фотографии будущее? Ведь все знают, что у нас мало популярных фотографов.
- То, что я вижу в вашей стране очень похоже на Восточную Европу. Это поиск. Вы просто еще не нашли себя, в том числе и в фотографии. Вы еще не видите направления, реальной структуры, это я про фотографию. Вы учитесь. Конечно, чувствуется огромная разница с той же немецкой фотографией. У нас, в Германии, много фотошкол, университетов, поэтому гораздо выше уровень. В Германии дают базу, учат всем тонкостям, а человеку остается только найти себя. Люди с мировыми именами преподают в таких школах и университетах, передают все свои знания. Именно этого я не вижу у вас. В Беларуси развита только fashion-фотография. Так как у вас много модельных школ, да и за рубежом ваших девушек очень любят агентства. Ну а остальные направления не очень развиты. Белорусские фотографы еще не нашли себя. Вы должны быть более уверены, рисковать, не бояться, только так можно найти себя. А юным фотографам я бы хотел посоветовать найти свою точку зрения, развиваться, смотреть фильмы, увлекаться искусством. Ведь фотография – это не все, это лишь часть чего-то куда большего.
Бесдовали Дарья Зимак и Мария Финская