В Березине нашли три старинных корабля, но поднимать судна пока не собираются

Источник материала:  
13.05.2016 10:49 — Новости Общества

История необычной находки началась больше года назад, когда ОСВОД Борисова обратился к местному МЧС с просьбой очистить русло Березины от деревянной конструкции. Водолазы зацепили ее тросом, но на берег вытянули лишь кусок. Оказалось, что это часть древнего судна, а недалеко находятся еще два корабля.


Фото из архива Андрея Лихачева

Три судна, которые нашли и исследовали дайверы из группы подводных археологов института Истории НАН, внешне очень похожи. Когда-то в Борисове находился порт, и эти корабли наряду с другими, курсировали в данном регионе. Возраст находок пока не называют, но, по предварительным данным, такой тип транспорта мог использоваться в 17−18 веках. Корабли сделаны из одного дерева. Их длина около 30 метров, а ширина — примерно восемь.

Местные краеведы предположили, что это байдаки — судна, которые в указанный период использовали для перевозки грузов по восточноевропейским рекам. Говорят, они похожи на хортицкий байдак, что нашли на Дисне и демонстрируют в Хортицком музее. Андрей Лихачев, руководитель минского дайвинг-центра «Морской пегас», обнаруживший третье судно, пока воздерживается от определения типа корабля и его датировки.


Фото из архива Андрея Лихачева

— Мы сделали пробы с разных элементов кораблей и отдали на экспертизу по дендрохронологии. Сейчас ждем результатов, делать какие-то выводы преждевременно — уточняет он. — Потому что при описании разных типов судов того времени часто встречается противоречивая информация, а находки пока не достаточно изучены.

По данным сайта «Морской пегас», например, судна такого типа, плавающие на Днепре называли байдаки и барки, а по Дону — будары и струги.

— Достоверно можно лишь сказать, что все эти корабли сделаны без металлических элементов, узлы скреплены деревянными нагелями (крупными деревянными гвоздями), — продолжает Андрей Лихачев. — Корпус шпангоута сделан из кокоры — нижней части дерева вместе с крупным корнем.


Фото из архива Андрея Лихачева

Корабли все еще находятся под водой. Поднять их и законсервировать — процесс затратный. В пример Лихачев приводит случай, когда в Украине доставали десятиметровое судно. На работы тогда был получен грант в 70 тысяч долларов.

— А у нас три корабля, длина которых в три раза больше, — собеседник переходит к цифрам. — Сейчас важно понять, насколько ценны данные судна. Мы продолжим исследовать эту территорию. Возможно, найдем специфические элементы, которые помогут идентифицировать корабли. А если повезет, увидим и часть моста 1812 года, который подожгли как раз напротив борисовского порта.

←Пьяный водитель устроил переполох в Гродно

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика