Мнение педагога: с переносом физики еще больше "нахимичили"
МИНСК, 7 мая — Sputnik. Перенос начала изучения физики с 6-го класса в 7-й не решит проблемы, состоящей в том, что абсолютное большинство выпускников практически не знают школьного курса физики, заявил в интервью Sputnik известный педагог руководитель собственного Репетиторского центра Евгений Ливянт.
"Хуже уже быть не может. Средний балл на ЦТ по физике уже много лет находится в интервале 18 — 20 баллов (из 100). А ведь ЦТ по физике сдают не все абитуриенты, а только те, кто её выбрал и готовился именно к этому экзамену", — объяснил свою точку зрения педагог.
Опять "нахимичили"
Нынешняя косметическая корректировка учебного плана, по мнению педагога, лишний раз иллюстрирует и может лишь усугубить кризисные явления, которые наблюдаются в системе образования..
Напомним, в связи с несоответствием программ по физике и математике шестиклассники были не готовы к восприятию ряда тем по физике. Поэтому министерство образования приняло решение со следующего учебного года убрать физику из программы 6-го класса.
"Да. Одну проблему убрали, но взамен появилось несколько новых. Ведь до 2008 года изучение физики начиналась с 7-го, а химии — с 8-го класса. Это логично и понятно — начинать изучение химии можно только тогда, когда у ученика есть какие-то знания по физике. А теперь изучение этих предметов начинается одновременно. Те, кто принимал решение, об этом даже не подумали", — объяснил свою точку зрения педагог.
Кроме того, нововведение потребует в перспективе новых программ и учебников по физике для 7 класса, а потом и для 8 — 11 классов, заметил Ливянт.
При этом он полагает, что программу школьного курса физики надо менять.. По мнению Ливянта, который долгое время преподавал этот предмет в школе, формулы и задачи в таком объеме, как сейчас, не нужны, по крайней мере в первый год изучения.
"Ведь как надо начинать изучение физики? Это должно быть наблюдение за природными явлениями, их обсуждение, систематизация и нахождение закономерностей. На уроках надо постоянно проводить разнообразные эксперименты, учить детей правильно выполнять измерения. Урок физики, на котором не демонстрировались опыты, раньше считался неполноценным. Меня так учили, и я так работал. Сейчас же на бумаге лабораторные работы и демонстрационные эксперименты есть, но фактически их нет," — заметил Ливянт.
Что делать
Проблемы с изучением физики — это только небольшая часть глубокого системного кризиса, который наблюдается в средней школе.
"В качестве доказательства этого кризиса могу привести цифры: нижняя планка на вступительных экзаменах в ВУЗы в Казахстане 60 баллов, в России 30 баллов, в Израиле 80, а у нас на часть специальностей 15, на часть 10, а есть, и где всего 5. Понятно, что эти баллы по-разному считаются, но всюду используется 100-балльная шкала," — отметил Ливянт.
Чтобы исправить ситуацию, первое, что нужно сделать в интересах школьников и школьного образования, по мнению собеседника Sputnik, это признать, что отдельными, пусть даже самыми разумными мерами глобальную проблему кризиса не решить.
"Следующий шаг — и здесь я согласен с президентом — категорически запретить все реформы, пока не будет найдено системное решение. Чтобы не получалось, как сейчас — ведь те, кто принимали решения по физике, с химиками явно не посоветовались. Я не говорю о том, что надо собирать всенародное вече. Но нужен хотя бы год обсуждения в среде специалистов, что и как сделать", — высказал свою точку зрения Ливянт.
Впрочем, одно решение, по его мнению, можно и нужно принять быстро и безболезненно: покончить, наконец, президентским указом с чудовищной бюрократией в школах.