Генпрокуратура приняла к производству дело о гибели в СИЗО два года назад Игоря Птичкина
Генеральная прокуратура Беларуси приняла к производству дело о гибели в СИЗО на Володарского два с половиной года назад арестованного Игоря Птичкина, сообщил БелаПАН начальник отдела информации и связей с общественностью Генпрокуратуры Петр Киселев.
С постановлением Следственного комитета о прекращении расследования в очередной раз не согласились родственники погибшего. Генпрокуратура его отменила.
Напомним, 15 мая 2013 года суд Заводского района Минска приговорил 21-летнего Птичкина к трем месяцам административного ареста за управление транспортным средством в период лишения права вождения. 30 июля молодой человек вместе с матерью и сестрой прибыли в Заводское РУВД столицы, откуда его отправили для отбытия наказания в СИЗО № 1. Через несколько дней сотрудники изолятора сообщили родственникам, что Птичкин скончался (4 августа). Тогда была выдвинута версия о том, что смерть наступила от сердечного приступа.
Следствие объявило, что Птичкин систематически употреблял курительные смеси, содержащие наркотические и психотропные вещества, в 2011—2013 годах. Следствие также установило, что в течение длительного времени Птичкин систематически употреблял алкоголь. Об этом якобы свидетельствовали материалы дела и сведения базы данных о правонарушениях, согласно которым он пять раз был задержан за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Говорилось, что спустя несколько дней нахождения в СИЗО у Птичкина стали проявляться и нарастать признаки острого психического расстройства, выраженные в галлюцинациях, бреде, отказе от пищи и питья, мании преследования. По данной причине он был госпитализирован в медицинскую часть изолятора, где спустя некоторое время умер.
Из материалов уголовного дела фактов применения в отношении Птичкина насилия, физической силы и спецсредств как сотрудниками изолятора, так и другими лицами в период пребывания его в СИЗО № 1 не усматривалось.
В конце сентября 2013 года УСК по Минску возбудило дело по ч. 2 ст. 162 УК в отношении работника медчасти СИЗО, подозреваемого в ненадлежащем исполнении профессиональных обязанностей, повлекшем по неосторожности смерть Птичкина. Мать скончавшегося признали потерпевшей по данному делу. Дело расследовалось в СК.
9 января 2015 года СК объявил, что обстоятельства смерти Птичкина установлены. По информации следствия, он на протяжении продолжительного времени страдал синдромом сочетанной зависимости от психоактивных веществ (так называемых спайсов) и алкоголя. С начала отбытия наказания у Птичкина возникло острое (временное) психическое расстройство на фоне состояния отмены психоактивных веществ, осложнившееся нарушением сознания, бредовыми идеями преследования, галлюцинациями. По данной причине 3 августа 2013 года он был госпитализирован в медчасть СИЗО и с целью предотвращения членовредительства зафиксирован мягкими ремнями к кровати.
Смерть Птичкина, как сообщили в СК, наступила в медчасти утром 4 августа по причине острой сердечно-сосудистой недостаточности, возникшей на фоне развившегося синдрома.
Для проверки утверждения родственников умершего о его смерти в результате избиения персоналом СИЗО № 1 по уголовному делу были допрошены все лица, содержавшиеся с ним в одной камере, соседних камерах, близкие и знакомые умершего, а также сотрудники изолятора (более 190 человек). Проведено несколько следственных экспериментов, комплексные судебно-медицинские и судебно-психиатрические экспертизы, в том числе с привлечением практических работников, имеющих большой опыт в патологической анатомии, наркологии и психиатрии. Кроме того, учитывая просьбу родственников, эксгумировалось тело умершего.
«Расследование уголовного дела в отношении медицинского персонала следственного изолятора о ненадлежащем исполнении профессиональных обязанностей, повлекшем по неосторожности смерть осужденного Птичкина, прекращено, — говорилось в сообщении СК. — Основным в наступлении смерти явились характер и тяжесть самих болезненных процессов. Оказание медицинской помощи в полном объеме даже в условиях специализированного стационара не гарантировало благоприятного исхода, в связи с чем допущенные нарушения должностных инструкций со стороны медицинского изолятора СИЗО № 1 не состоят в прямой причинной связи с наступившими последствиями».
Материалами уголовного дела, отмечали в СК, также подтверждается, что Птичкин помимо употребления спайсов являлся их активным распространителем. По данному факту одним из районных отделов УСК по Минску расследовалось уголовное дело в отношении Птичкина, в ходе которого были получены все необходимые доказательства его причастности к сбыту психотропных веществ. Кроме того, это подтверждается многочисленными допросами свидетелей. По данному факту уголовное преследование в отношении Птичкина прекращено по причине его смерти.
Родственники Птичкина не согласились с выводами следствия о причинах его смерти.
В июне 2015 года Генпрокуратура вернула в СК материалы дела для дополнительного расследования.