Осторожные волки и беззаботные рыси. Как работают фотоловушки для лесных зверей?
С 2013 года в Беловежской пуще устанавливаются фотоловушки, в объектив которых попадаются самые разные обитатели леса в привычном антураже. Можно увидеть и резвящихся поросят, и барсуков, и важно прогуливающихся журавлей, заходят на фотосессию волки и рыси.
Зачем ученые подсматривают за лесом? Уж вряд ли для того, чтобы порадовать публику шпионскими фотографиями зверей.
Фотоловушки устанавливались в Беловежской пуще в рамках Международной природоохранной программы в поддержку заповедности, которую реализуют непосредственно нацпарк, а также общественная организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны» и Франкфуртское зоологическое общество (Германия). 27 апреля в пуще обсуждались промежуточные итоги этого проекта. |
Как работают ловушки?
Всего в Беловежской пуще установлено 20 фотоловушек — преимущественно в заповедной зоне, рассказывает сотрудник природоохранной программы Александр Пекач, пока журналисты рассматривают одну из камер и вглядываются в кусты в поисках какого-нибудь зверя, не испугавшегося шума машины и человеческих голосов.
Фотоловушку найти нетрудно. Камера не замаскирована под камень или черепаху — она просто висит на дереве. А вот зверя увидеть, увы, не удалось.
Эта ловушка установлена возле моста: если животное будет переходить через реку, то обязательно попадет в объектив, как, например, эта рысь.
Вообще же выбрать место для ловушки не так просто, как кажется. Нужно провести хороший анализ и определить место, где вероятнее всего будут ходить животные.
«Животные, как и люди, ходят там, где удобно ходить, они не будут идти в дебри. Кончено, они и там ходят, но мы выбираем места, где есть водопой, насыпная дорога, тропа», — рассказывает Александр.
Есть камеры, которые работают в пуще с 2013 года, и первое время они фотографировали волков и рысей даже днем, однако сейчас звери вообще перестали ходить в этом месте.
Фотоловушка должна быть установлена так, чтобы солнечные лучи не попадали прямо в объектив, иначе камера может воспринимать их как движение и срабатывать впустую. Освещенность участка тоже играет свою роль, т.к. влияет на качество фотографий.
Ночью на ловушках срабатывает инфракрасная вспышка, которая, с одной стороны, помогает делать снимки, а с другой — отпугивает зверей (свет от вспышки хоть и тусклый, но заметный).
«Волки — самые осторожные, часто замечают вспышку. Есть фотографии, где они идут, пугаются и разворачиваются. Рысь обычно не замечает вспышку — она сидит, отдыхает или просто мимо проходит», — отмечает Александр Пекач.
Реакция животного зависит еще и от места расположения камеры. Если ловушка стоит, например, на дороге, то на ходу зверь может и не обратить на нее внимания.
«Когда режим переходит с дневного на ночной, открывается затвор и раздается щелчок, который слышат волки, олени, лоси и другие любопытные животные. Они убегают», — рассказывает специалист.
У ловушек есть два режима — фото и видео. Камера реагирует на движение и делает фотографии каждые пять секунд. Из-за этой задержки порой бывает сложно разобрать, в кадр попало одно животное или два разных.
Для этих случаев используется видеорежим: после фиксации движения камера делает одно фото, а потом снимает короткое видео.
Иногда камеры воруют, хотя они закрыты на замок. Люди заходят в заповедную зону, например, в поисках сброшенных животными рогов. Необычный промысел, но рога скупают примерно по 12 долларов за килограмм.
Для чего нужны тайные снимки леса?
Информацию с камер Александр Пекач собирает дважды в месяц — внутри каждой ловушки есть флешка, на которую и ведется запись. При каждом осмотре проверяется также заряд батареек.
Специалисты ведут таблицу, в которую заносят животных, попавшихся в фотоловушки.
«За три года собралась очень большая таблица, по мере возможности данные анализируются», — рассказывает Александр.
Специалистов интересуют, в первую очередь, снимки крупных хищников. С их помощью можно, например, узнать подробности о жизни волков, которые были в прошлом году помечены ошейниками с GPS-датчиками. Ученые могут фиксировать не только маршрут перемещения этих волков, но и с помощью камер увидеть, как они живут — в стае или, к примеру, парами.
Кроме того, камеры помогают вести учет хищников, т.к. зимние маршрутные учеты по следам для них не подходят — слишком большая погрешность.
«Должно все вместе работать — ошейники вместе с камерами, троплением в лесу. Мы знаем, например, что у нас помеченная волчица дальше реки Наревки не заходит — здесь проходит граница. Можно делать какой-то анализ», — рассказывает специалист.
При маршрутных учетах, по его словам, можно насчитать одну рысь на всю пущу или вообще не найти ее следов, а камеры зафиксируют этих кошачьих.
«Их тяжело посчитать, потому что они скрытные. Даже камера не даст 100-процентную информацию», — объясняет Александр Пекач.
Рыси нечасто попадаются на камеру и могут не появляться по несколько месяцев.
Камеры помогают анализировать активность животных в разных типах леса (ольховых, сосновых, еловых) и в разные периоды года.
«Например, в сосняках, когда наступает зима и появляется большой снежный покров, очень мало фотографий. На окраине пущи, соответственно, активность увеличивается», — объясняет Александр Пекач.
Анастасия СОЛОНОВИЧ