Эксперт о последствиях аварии на ЧАЭС: серьезной угрозы сегодня нет
Юрий Глушаков, Sputnik.
Белорусские медики не связывают случаи заболевания лейкозом, генетические отклонения, сердечно-сосудистые и психические заболевания с последствиями катастрофы на ЧАЭС.
"Психические расстройства связать с воздействием радиации никак нельзя. Другое дело, что большое количество переселенцев испытывало стресс от самого факта перемещения, потери родного дома, привычной среды", — пояснил в интервью Sputnik директор Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека Александр Рожко.
Республиканским центром также была проведена большая работа по изучению взаимосвязи чернобыльских последствий и сердечно-сосудистых заболеваний
"Мы связь этой патологии с радиацией исключаем полностью", — заявил собеседник Sputnik.
Среди пострадавших территорий от последствий аварии на ЧАЭС и по площади, и по количеству населения более всех радиацией оказалась затронута Гомельская область.
"Благодаря принятым государством мерам показатели здоровья в Гомельской области не хуже, а даже лучше — чем по республике", — констатировал он.
На страже здоровья населения
Для оказания помощи пострадавшим от Чернобыльской аварии в Беларуси используют все методики — и системный мониторинг, это и точечная помощь, и масштабные меры по оздоровлению населения. С 1986 года первостепенные меры были направлены на выявление патологий щитовидной железы, включая раковые.
"Это было связано с тем, что большое количество выбросов соединений йода было спецификой аварии на ЧАЭС", — пояснил собеседник Sputnik.
Затем, по его словам, были расставлены акценты на установлении категорий населения, которые были склонны к развитию тех или иных форм заболевания. Был выполнен очень большой объем работ по определению зависимости между выбросами тех или иных радионуклидов и различных болезней.
"Крайне важную роль в решении множества вопросов сыграло создание в Беларуси Государственного медицинского регистра пострадавших. Кроме всего прочего, эта база данных позволяет даже прогнозировать рост тех или иных заболеваний и принимать соответствующие меры", — сказал Рожко. По его словам, в медицинском регистре, с помощью которого ученые могут контролировать последствия аварии на ЧАЭС, находится порядка полутора миллионов человек.
Директор РНПЦ отметил особую роль белорусских властей в решении чернобыльских проблем.
"Только благодаря волевому решению нашего президента смогло состояться и наше научно-медицинское учреждение. За истекшее время мы приняли колоссальные, научно обоснованные меры к минимизации ее последствий", — констатировал собеседник Sputnik.
Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека было решено основать в Гомеле еще в 1990 году. Однако из-за развала Советского Союза и денежных проблем к строительству Центра приступили только в 1993 году. В 2005 году РНПЦРМ был открыт. При центре действует поликлиника на 500 посещений в смену и стационарное отделение на 360 мест.
В Гомеле удалось сохранить бесплатное питание в детских учреждениях. Для подрастающих поколений с полной загрузкой работает и система санаторно-курортного оздоровления.
"В соседней Украине, к сожалению, никаких защитных мер по защите населения в последнее время не предпринимается", — отметил Рожко.
РНПЦ поддерживает отношения с ведущими украинскими институтами в этой области. Наиболее тесное сотрудничество у белорусской стороны наметилось с коллегами из Российской Федерации: Беларусь вместе с Россией реализует государственную программу по минимизации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которая исполняется в рамках Союзного государства. Обмен опытом и результатами осуществляется и с коллегами из дальнего зарубежья.
Жесткая система радиационной защиты
Помимо медицинских, большое значение сыграли другие принимаемые меры — по переселению жителей загрязненных районов, различные государственные программы по предоставлению им жилья, социальной реабилитации. Большое внимание было уделено восстановлению части загрязненных территорий для нужд сельского хозяйства. При этом особое внимание уделялось контролю за радиоактивной безопасностью, в частности, за чистотой продуктов питания.
"В Беларуси выстроена очень четкая и достаточно жесткая система радиационной защиты. Если брать продукты питания, то у нас они проверяются на загрязненность радионуклидами строже, чем в России или даже в Западной Европе", — сказал Рожко.