Новый директор Нацагентства по туризму о Минске, отмене виз и привлечении иностранцев
23−24 апреля в Минске проходит традиционный «Фест экскурсоводов» соорганизатором которого является Национальное агентство по туризму. В преддверии мероприятия TUT.BY прошел по знаковым местам города с новым директором Нацагентства Вероникой Дорожко и краеведом Павлом Дюсековым. Мы не только узнали интересные исторические факты о столице, но и порассуждали о будущем белорусского туризма.
Постамент из могильных плит и памятник советскому эротизму
Мы встречаемся возле Красного костела. Это здание возвели в 1910 году и оно сохранилось практически неизменным до сегодняшнего дня. Павел рассказывает, что коммунисты не взорвали объект потому, что от этого мог пострадать Дом правительства с памятником Ленину.
«Сам же Дом правительства стоит на месте бывшего еврейского кладбища, а постамент под Лениным сделан из надгробных плит, развернутых в обратную сторону. Когда немцы спилили памятник, то надписи оказались видны», — говорит экскурсовод.
В Союзе не только чтили памятники вождю, но и с трепетом относились к вопросу нравственности. Поэтому обыденные на сегодняшний день скульптуры на фонтане «Юность» напротив Красного костела называют «памятником советскому эротизму».
«Когда пришел заказ на памятник, то скульптор слепил две фигуры на 3,5 тонны. Вы понимаете, что на 3,5 тонны можно было вылепить достаточно форм, которые начали волновать различные комиссии. В итоге, фигурки похудели в 3,5 раза и приземлились здесь такими вот узниками «Бухенвальда», — рассказывает Павел.
Узниками же тюрьмы в Пищаловском замке, которая сейчас известна как «Володарка», были многие известные белорусы. Например, Якуб Колас даже начал писать здесь «Новую зямлю». А вот у тюремных начальников условия для работы и жизни были куда лучше. Павел рассказывает, что дом, в котором сейчас расположен «Технобанк», был построен для администрации учреждения.
«Всем построили одинаковые жилища, а начальник сказал: „Если у меня будет такая же квартира, как у всех, меня же уважать не будут!“. И ему отдали еще несколько комнат из соседних и построили балкон. Единственный во всем этом здании», — рассказывает Павел.
Утраченная синагога и ограниченный доступ к домику раввина
А вот театр Горького изначально был синагогой, от которой остались только полукруглые окна. Вероника Дорожко говорит, что на здании нужно повесить хотя бы информационную доску об этом.
Но большая проблема для туристов заключается в том, что их обычно не пускают во двор театра, где сохранился домик раввина, который является неотъемлемой частью еврейского Минска.
«Чаще всего здесь закрыты ворота и охранники не очень дружелюбны. К сожалению, иногда чем ниже должность у человека, тем агрессивнее он себя ведет», — отмечает Дорожко.
На этот раз нам повезло и мы не только без проблем попадаем во двор театра, но и встречаем там режиссера Бориса Луценко. Оказывается, он только «за», чтобы туристы беспрепятственно сюда попадали.
«Однажды я увидел, что у ворот стоит большая группа туристов. Я завел их не только во двор, но и в театр, где все показал и рассказал. Мы с удовольствием принимаем у себя всех», — говорит режиссер.
Более того, раньше он был здесь худруком и лично просил Машерова перенести театр в помещение кинотеатра «Победа», а это здание отдать евреям.
«И Машеров согласился. Если бы он не погиб, мы бы давно работали там, а здесь была бы синагога», — считает режиссер.
Вероника говорит, что именно так, как Луценко, должны относится к туристам горожане: не стесняться и самим приходить на помощь иностранцам.
«Да и вообще, хотелось бы, чтобы на туриста работали все: от пограничника до продавца в магазине. Но, к сожалению, если провести эксперимент и поставить иностранца, который будет искать что-то в карте на проспекте, то к нему подойдет не так много людей, чтобы помочь», — говорит директор Нацагентства.
Полезный информационный стенд и бесполезный билборд
Зато она считает, что иностранец достаточно хорошо сориентируется в городе по информационным стендам. Отмечаем, что знак туристического центра на карте совсем небольшой, хотя во многих странах наоборот. Но Вероника считает большей проблемой другое.
«Если идти по Революционной, то там вообще нет никаких указателей о том, что во дворе одного из зданий этой улицы находится информационно-туристический центр», — говорит она, и мы направляемся в сторону Революционной.
Проходим место, где в 1985 году во время работ экскаваторщик случайно нашел клад из 540 золотых и серебряных предметов. За находку ему дали премию, на которую он купил трехкомнатную квартиру в столице и «Волгу».
«А за год до этого связисты прокладывали здесь кабель и им не хватило сантиметра до клада. Это тот случай, когда счастье одного оборачивается горем других», — рассказывает экскурсовод.
На пересечении Городского вала с Немигой замечаем выгоревший билборд с надписью «Минск». Вероника говорит, что не очень понимает смысла нахождения здесь этого плаката, заслоненного елкой.
«Я не знаю, какую цель он преследует. Логично вешать здесь билборды тех городов, с которыми Минск подписал соглашение об обмене туристическими баннерами: Рига, Тбилиси и Санкт-Петербург», — считает Дорожко.
Информационно-туристический центр и бывший бордель
Тем временем мы приходим к информационно-туристическому центру. Действительно, никаких указателей перед поворотом в его сторону нет.
Сам центр работает только в будни с короткой пятницей, хотя ребенку понятно, что туристов в городе больше именно в выходные. Вероника Дорожко считает такой режим работы не совсем правильным, но повлиять на него не может — объект находится в подчинении Мингорисполкома, а не Минспорта.
Узнать о перспективах работы в выходные мы решили у директора учреждения Елены Плис. Она говорит, что в следующем году они переедут в дом № 8 на площади Свободы и там уже точно будут работать в субботу и воскресенье.
«А на данный момент наш инфоцентр работает в том числе и как отдел по туризму Мингорисполкома. Мы не только предоставляем информацию туристам, но и обеспечиваем весь документооборот касательно этой сферы», — отметила она.
На новом же месте будет создан отельный отдел, который будет заниматься исключительно информированием туристов. А пока сделать это невозможно из-за ограниченного числа работников в штате, говорит Елена. Интересуемся, можно ли повесить на здании по Революционной табличку о том, что во дворе расположен информационно-туристический центр.
«Нам не разрешили повесить такую табличку, ведь это здание — историко-культурная ценность», — поясняет Елена Плис.
Выходя на улицу, замечаем, что соседней частной компании ничего не помешало поставить свою рекламную табличку на улице, и спускаемся на Интернациональную.
Павел рассказывает, что в здании, где сейчас располагается Приорбанк, в начале 20-го века был первый бордель в Минске. При немцах такое заведение располагалось чуть дальше — на месте кинотеатра «Победа».
Отмена виз и будущее белорусского туризма
Отмечаем, что с легализацией подобных услуг поток туристов в Минск может увеличиться. Вероника же считает, что это не то, чем нужно привлекать иностранцев.
«Я против легализации проституции для привлечения туристов. Ведь я не уверена, что турист, который едет к нам, как в Таиланд, за определенными утехами, украсит наш город и страну», — говорит директор Нацагентства.
Более того, в Минске иностранцам есть что делать и без этого, считает Вероника. Например, она называет религиозное, ностальгическое, медицинское и игровое направления, имея в виду казино. Привлекать же сюда туристов специалист считает правильным через работу с иностранными туроператорами и СМИ: недавно в Минске с подобными визитами были россияне, литовцы и азербайджанцы. На очереди — китайцы. А вот популярное мнение об отмене виз для зарубежных граждан она воспринимает не так однозначно.
«То, что отмена виз обязательно увеличивает туристический поток, — это спорный тезис. Ведь если вы куда-то хотите поехать, вас никакая виза не остановит. Но, безусловно, какие-то льготы быть должны. Например, как нахождение в Беловежской пуще 72 часа без визы, которое сейчас у нас действует», — рассуждает Вероника Дорожко.
Она говорит, что неплохо было бы ввести упрощенный визовый режим и для тех, кто приезжает в Беларусь с целью медицинского туризма. Других же конкретных предложений новый директор Нацагентства пока раскрывать не хочет в силу того, что главная задача сейчас — отладить четкую и системную работу своей структуры.