В Бресте около милиционеров умер дедушка, которого те пытались отвести в опорку за распитие во дворе
16 апреля вечером возле подъезда многоэтажного дома по улице Смирнова медики констатировали смерть 72-летнего Виктора Ивановича Ситникова. Дедушка умер на глазах внучки, жены и четырех милиционеров, которые за несколько минут до этого требовали, чтобы он прошел в опорку. По официальной версии, правоохранители заметили, как пенсионер на улице выпил водки. Родственники настаивают — если бы дедушке дали дойти до дома, он был бы жив.
С вдовой Людмилой Владимировной Ситниковой и ее внучкой Кристиной мы встречаемся у подъезда дома, где произошла трагедия. Женщины в черных повязках. С минуты на минуту тело дедушки должны привезти из морга, во вторник — похороны. Виктор Иванович — бывший военный. Пока были силы и здоровье — работал. Вырастил шестерых сыновей и дочь. Соседи о нем и слово плохого не скажут: всегда здоровался, улыбался, любил в хорошую погоду посидеть на лавочке во дворе.
В субботу, 16 апреля, он тоже вышел на улицу прогуляться. По словам соседки, примерно до 15.00 он сидел с ней на лавочке, а потом ушел. Куда, женщина не знает. Вернулся Виктор Иванович ближе к 18.00.
— Он подошел к нашим окнам на первом этаже, постучал и говорит так тяжело: «Люда, спаси меня», — рассказала Людмила Владимировна, — Увидела возле него милиционеров. Он шел к двери, а они подбежали и стали вокруг него все. Хотели в опорку отвести, а он домой шел, плохо ему было. Он ведь инсульт перенес. Мне сначала не давали выйти. Вышла из подъезда благодаря соседу, который выбежал на крики. Он уже лежал на земле ногами к двери и милиционеры вокруг. Они не давали мне подойти к мужу, отталкивали меня. Я сопротивлялась и пыталась хоть как то помочь мужу.
Людмила Владимировна начала оказывать мужу первую помощь, позвонила внучке Кристине:
— Когда мне позвонила бабушка я была за рулем. Было это около 18.00. Бабушка мне сказала, что милиционеры деда избивают. Я быстро к ним. Остановилась возле подъезда и к нему. Вызвала скорую. Милиционеры сказали, что уже позвонили, но я решила сама еще раз набрать. Он был уже еле живой. Еще помню, как я возле него сидела, а он повернулся и в последний раз выдохнул. Скорая сделала кардиограмму, но там была просто прямая линия. Молодые милиционеры стояли и молчали. Потом ушли. Больше не приходили.
Вслед за Кристиной к дому приехал сын Виктора Ивановича Роман. К тому моменту медики уже констатировали смерть.
«Мне позвонила мама с криками, что папу трясут и зажимают милицинеры, не давая ему открыть двери и пройти домой. Они пытались его отвести в опорку. С криками мамы: „Смотрите что вы наделали, он же умирает!“ наша связь прервалась… Я опять набрал и услышал в ответ… Что мой отец умер… Мама была в истеричном состоянии. Состоянии шока, не описать словами…», — рассказал мужчина.
«Что вы его держите там?»
По заключению экспертов, непосредственной причиной смерти мужчины стала острая сердечно-сосудистая недостаточность, развившаяся вследствие осложнения хронической ишемической болезни сердца.
Родственники написали заявление с требованием провести проверку и привлечь виновных к ответственности. Кроме того, они занялись поисками очевидцев.
Соседи рассказали, что видели как дедушка шел домой от магазина, расположенного примерно в 150−200 метрах от подъезда. Он шел с трудом. По словам родственников после перенесенного инсульта дедушка тянул при ходьбе ногу, у него провисала рука, были проблемы с речью, плохо слышал.
— Я видела, что они стояли (милиционеры — TUT.BY) над ним всем гуртом в углу самом (подъезда — TUT.BY). Потом жена или кто-то сказал: «Что вы его держите там? Положите». Они его положили и уже сказали, что мертвый, — рассказала соседка.
Несколько глотков
Проверку по факту гибели проводит Брестский межрайонный отдел Следственного комитета. По официальной версии ведомства, 16 апреля 2016 года примерно в 17.45 во дворе дома по улице Смирнова в Бресте нарядом полка ППСМ УВД Брестского облисполкома за распитием спиртных напитков в общественном месте были замечены трое мужчин.
«Один из них, 72-летний местный житель, на требования сотрудников органов внутренних дел пройти с ними в опорный пункт, расположенный на расстоянии около 150 метров, для разбирательства не реагировал, а пытался уйти. Он был остановлен сотрудниками милиции у подъезда близлежащего дома. К ним вышла женщина, представившаяся супругой мужчины. В присутствии жены ему стало плохо, в результате чего мужчина упал. Сотрудники органов внутренних дел вызвали скорую помощь и, уложив мужчину, освободили его шею от одежды. Под язык они положили таблетку „Валидола“, которая предназначена для улучшения притока крови к сердечной мышце, что является показанием в данной ситуации. Прибывшая на место бригада скорой медицинской помощи констатировала смерть мужчины», — сообщили в пресс-службе областного управления Следственного комитета.
По выводам судебно-медицинской экспертизы, непосредственной причиной смерти явилась острая сердечно-сосудистая недостаточность, развившаяся вследствие осложнения хронической ишемической болезни. На кисти левой руки имелась поверхностная рана, не состоящая в причинной связи с наступившей гибелью. На кисти правой руки имелись два кровоподтека, один из которых давностью около двух суток, второй — около недели. Иных телесных повреждений на теле мужчины не имелось. В крови обнаружен алкоголь.
«Для установления всех обстоятельств произошедшего следователями опрашиваются очевидцы, сотрудники правоохранительных органов, изъята служебная документация, назначена судебно-медицинская экспертиза. Из пояснений жены умершего следует, что никаких телесных повреждений сотрудники милиции мужу не причиняли. Мужчины, которые были остановлены вместе с впоследствии погибшим пенсионером, пояснили, что они угостили его водкой, и тот при них из бутылки сделал несколько глотков. В этот момент им было сделано замечание сотрудниками милиции», — рассказали в СК.
В пресс-службе областной милиции также добавили, что к участникам инцидента физическая сила и спецсредства не применялись.
«Мог их просто не услышать»
Родственники с официальной версией произошедшего не согласны и настаивают, что Виктор Иванович не реагировал на требования сотрудников милиции не для того, чтобы скрыться, а из-за тяжелого состояния здоровья.
«Он мог их просто не услышать. Да разве протокол за пару глотков водки стоит жизни человека?», — задает вопрос внучка погибшего.