Молчание собак. Какие нормы могут исчезнуть из проекта закона об обращении с животными
Общественное обсуждение законопроекта «Об обращении с животными» практически завершилось. В каком виде документ примет парламент и какие предложения учтет, неизвестно, но разработчики документа объяснили происхождение самых обсуждаемых норм закона.
С 23:00 до 07:00 не гавкать
Правило о соблюдении животными тишины с 23:00 до 07:00 часов стало одной из наиболее обсуждаемых норм законопроекта, рассказала на пресс-конференции 18 апреля консультант управления жилищного хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства Виолетта Андрианова.
Эта норма, по ее словам, была всегда и определялась правилами пользования жилыми помещениями. Эти же правила, к примеру, запрещают ночью громко стучать дверью.
«Если эта норма вызывает возмущение, мы ее уберем из проекта закона, но она останется в правилах пользования жилыми помещениями», — сказала представитель Минжилкомхоза.
При этом она подчеркнула, что больше всего жалоб в рамках обсуждения законопроекта поступает не от зоозащитников, а от людей, конфликтующих с соседями.
«В основном, звонят и пишут пенсионеры, которые постоянно находятся дома. Говорит: «Я не живу, а мучаюсь, моя жизнь превратилась в смерть. Собака воет, лает с утра до ночи. За что мне такое наказание?». Тем людям, которые содержат животных, надо уважительно относиться к другим», — отметила она.
Выгуливать — только в наморднике и на поводке
Прописанные в законопроекте правила выгула собак тоже вызвали неоднозначную реакцию собачников, хотя также действуют в стране уже давно.
В частности, в общественных местах собак можно выгуливать только на поводке, а собак больше 35 см в холке — и в наморднике. Свободный выгул в населенных пунктах возможен только на специальных площадках для выгула или других специально отведенных для этого местах.
Поскольку площадок в городах катастрофически не хватает, собачки обеспокоены тем, что во время прогулки по всем правилам их питомцы не смогут даже размяться и побегать, что тоже является жестоким обращением.
«К сожалению, сегодня мы имеем такую плотность застройки, что у нас порой нет и детских площадок, не говоря уже о площадках для выгула животных», — отметила Виолетта Андрианова.
По ее словам, свободный выгул животных ограничен только в местах массового скопления людей, чтобы обеспечить их безопасность.
Отпускать собак с поводка можно, например, за городом или в безлюдных парках, отметила представитель Минжилкомхоза.
«Даже у меня возле дома есть парк, и в этом парке люди не гуляют, там гуляют только собаки с владельцами. Возможно, это место будет закреплено как место выгула. Там, где есть такая возможность, она есть, и владельцы собак не наказываются», — сказала она
Для справки
В Минске сегодня создано 49 площадок и 69 мест для выгула. Места их расположения можно узнать в ЖЭСах или местных исполкомах. |
Специальные урны с пакетиками для уборки экскрементов в Беларуси устанавливать не планируется.
«Я считаю, что отсутствие урны — это не повод не убирать за своими животными. Очень многие люди убирают, я сама это наблюдала: шел мужчина с большой собакой, убрал за ней, дошел до контейнера и выбросил», — сказала Андрианова.
Не больше двух животных в одну квартиру
Ограничение на количество животных, которых можно содержать в квартирах (не более двух кошек либо двух собак, либо одной кошки и одной собаки) — тоже не новая для Беларуси норма. Но при разработке законопроекта зоозащитники предлагали это ограничение отменить. Так и было сделано в первоначальном варианте документа, но идею никто не поддержал.
«Законопроект согласовывался практически со всеми государственными органами, и на стадии согласования и обсуждения, к сожалению, никто не поддержал это предложение. Все-таки настояли на том, чтобы содержать в квартирах не более двух животных», — рассказала Виолетта Андрианова.
Министерство иностранных дел, по ее словам, обращало внимание на то, что таких ограничений нет во многих странах мира, однако это не повлияло на общее решение.
«Объяснили, что у нас, наверное, граждане пока не готовы содержать своих животных так, как надо. Может быть, когда научатся, тогда и будут какие-то ограничения сняты. Пока все настаивают на том, чтобы было не более двух животных», — сказала она.
«У меня мнение немножко другое, — добавила представитель Минжилкомхоза, — потому что я знаю, что многие содержат трех животных — это же могут быть маленькие собачки, меньше котенка. Но как государственный служащий говорю вам, что никто из республиканских органов это не поддержал».
Вопрос об обязательном чипировании еще открыт
Еще одно предложение зоозащитников, которое госорганы сначала поддержали, а потом отклонили — обязательное чипирование.
Использование чипов облегчило бы поиск пропавших животных, позволило бы легко находить и наказывать людей, которые выбрасывают животных, и т.д.
«Но на стадии согласования, к сожалению, оставили только норму, предусматривающую чипирование потенциально опасных пород собак», — сказала Андрианова.
Такое решение было принято из-за сложностей реализации этого правила в сельской местности.
«Вопрос по чипированию всех животных сегодня обсуждается, — сказала представитель Минжилкомхоза. — До внесения закона в Палату представителей, буквально до последнего дня то предусматривали обязательное чипирование, то назад, то опять — обязательное. К сожалению, пока общего мнения по чипированию нет, хотя, конечно, все понимают, что идеальная модель — чипировать всех животных».
Раздел по отлову был слишком громоздким
В первоначальный вариант законопроекта был включен раздел, посвященный отлову безнадзорных животных. Он регламентировал порядок отлова и доставки животных в пункты временного содержания, прописывал обязанности ловцов и предусматривал, например, передачу животных в пункты временного содержания в день отлова, чтобы они долго не оставались в машине в жару или мороз.
Зоозащитники объясняли, что такие правила помогут исключить случаи отлова сбежавших домашних питомцев, а также жестокого отлова и даже убийства, что не редкость, бездомных животных.
Однако после согласования с государственными органами этот раздел был исключен из законопроекта.
Как пояснила Виолетта Андрианова, это было сделано по предложению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, которое сочло, что инструкция по отлову делает законопроект слишком громоздким.
В Беларуси уже есть инструкция по отлову животных, и, по мнению Андриановой, «это очень даже гуманный документ, который направлен на защиту животных».
Тем не менее, раздел по отлову могут вернуть в законопроект по требованию правительства.
«Но поймите, корректировать документ намного легче, когда он идет подзаконным актом. Все-таки в закон внести изменения очень тяжело, это тоже может занять десятилетия», — подчеркнула представитель Минжилкомхоза.
Старых владельцев будут искать дольше
Отловленным собакам и кошкам дадут больше времени на поиск предыдущих владельцев.
Сейчас пункты временного содержания животных ищут старых владельцев в течение пяти дней, после чего животные переходят в собственность пункта и могут быть отданы новым владельцам или отправлены на усыпление.
Законопроект увеличивает этот срок до 14 дней. В этот период животное может забрать и новый владелец, но он будет обязан вернуть собаку или кота, если объявится старый хозяин.
Только в прошлом году в Беларуси было отловлено 69 тысяч бездомных животных. В Минске отловили 4 тысячи собак и кошек, пристроили — 3 тысячи.
«Причем сейчас нет ограничений, и у нас есть животные, которые ждут новых владельцев и по месяцу, и по два», — отметила директор ГП «Фауна города» Тамара Цариковская.
Стоит отметить, что пункты временного содержания животных есть не во всех белорусских городах, и зоозащитники неоднократно обращали внимание на тот факт, что в регионах бездомные и потерянные животные зачастую уничтожаются на месте, причем не всегда гуманными способами.
Законопроект «Об обращении с животными» предполагает создание таких пунктов в районных центрах, а при необходимости — и в более мелких населенных пунктах.
Напомним, общественное обсуждение законопроекта «Об обращении с животными» проходит с 29 марта по 20 апреля. Этот документ не могут принять уже более десяти лет. Проект неоднократно обсуждался в парламенте, но всякий раз его возвращали на доработку из-за резкой критики общественности. |
Анастасия СОЛОНОВИЧ