Каждый человек оставляет после себя следы. Эксперты показали, как раскрываются преступления
22 апреля исполняется три года с момента образования Государственного комитета судебных экспертиз. Cудебные эксперты рассказали о своей работе, а TUT. BY поучаствовал в сборе улик на месте преступления. Для того, чтобы показать все премудрости профессии, для журналистов инсценировали ограбление и, как мы потом выяснили, убийство. На место прибыла целая бригада специалистов.
— В среднем в сутки наши сотрудники осуществляют от 20 до 40 выездов на места преступлений, — говорит начальник управления Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по Гродненской области Сергей Халенков.
По легенде, один гражданин взял в деньги долг у старого знакомого. Но отдавать, видимо, не захотел. Перед журналистами разыграли настоящий детектив. Преступник, убегая из квартиры, несколько раз выстрелил и скрылся через боковые двери, оставив после себя несколько следов, недопитую бутылку водки и… труп с петлей на шее на диване. В криминальную квартиру сразу же выехали эксперты-криминалисты.
— В среднем на место происшествия наши специалисты приезжают через 7 минут после поступления вызова, — рассказывают эксперты.
И вот уже в комнате снуют специалисты управления и деловито показывают, что надо делать.
— Сначала надо удостовериться, жив ли человек. Может быть, ему нужна помощь. И только после этого приступать к осмотру места происшествия.
По-заправски надеваю перчатки и с важным видом осматриваю комнату. Человек в петле мертв, а короткий осмотр показывает, что потерпевшего, скорее всего, убили — от ремня на шее нет странгуляционной борозды. Вот и записка, оставленная якобы самоубийцей, вызывает у экспертов подозрение — она написана разными почерками.
В одном из стаканов при помощи экспресс-тестов обнаруживаются следы бензодизопинов - психотропных веществ.
Отправляем в лабораторию образцы воды из подозрительного стакана. Чуть позже эксперты подтвердят: в воде содержался диазипам — снотворное. Большая доза его может привести к летальному исходу - так и вышло.
Для оперативности различные вещества, изъятые с мест происшествия, исследуются очень быстро. Примерно через два часа результаты экспертизы уже на руках у следователей. Это важно в тех случаях, когда вопрос стоит, например, о задержании наркоторговцев. Формулы различных веществ формируют так называемую библиотеку. Если в нашей стране выявляется какое-то новое вещество, не внесенное в данный список, а речь идет в первую очередь о синтезированных наркотиках, то по инициативе комитета судебных экспертиз оно попадает в список запрещенных уже на следующие сутки. Так, за прошлый год туда было внесено более 20 новых веществ.
Тем временем в квартире мы снимаем отпечатки пальцев с бутылки. Наносим специальную краску магнитной кисточкой, а потом при помощи скотча переносим найденные отпечатки на бумагу. То же самое делаем с отпечатками обуви. Тут используем уже специальную пленку. Иногда отпечаток подошвы становится ключевым элементом в поиске преступника.
10 лет назад в Гродно произошло преступление — убили таксиста, а его машину сбросили в Неман. На месте происшествия был найдет след обуви. Эксперты, чтобы найти похожий протектор, пошли на рынок и методично сравнивали обувь со слепком следа, найденного на месте преступления. И ведь нашли! Злоумышленник оказался поклонником бренда FrancoFerrari. Он носил достаточно редкие кроссовки красного цвета. Так и вычислили.
Осмотр места преступления закончен. Конечно, нам показали несколько укороченный вариант. В реальной жизни эксперты «в поле» трудятся по несколько часов. Бывает, и сутками. Надо все осмотреть, запротоколировать, сфотографировать. Сейчас, правда, многое автоматизировано: например, отпечатки пальцев, которые сканируют и отправляют с места происшествия, очень быстро "прогоняются" по базе.
— Бывает так, что мы еще работаем, а уже знаем, кто тут наследил, — говорят эксперты.
Следующий этап — составление фоторобота подозреваемого. Наши показания разнятся. Эксперты помогают и говорят о том, что мы видим людей по-разному, и от этого субъективного восприятия зависит конечный результат.
— Дети очень ответственно относятся к составлению фотороботов, — говорит один из экспертов, — вспоминают мельчайшие детали, которые потом помогают найти злоумышленника.
Мы тоже составили портрет нашего предполагаемого убийцы. Конечно, все это было в несколько сжатом виде. В реальности на процедуру уходит намного больше времени.
Работа эта кропотливая и долгая. Специалисты со всеми экспертизами справляются в течении месяца. Бывает так, что на поиски биологических следов, например, на одежде потерпевших, тратится очень много времени.
Судэксперты отмечают, что каждый человек оставляет после себя какие-либо следы — даже по выпавшему волосу можно раскрыть преступление. И добавляют, что экспертизы полностью независимые. Специалист, который работает в лабораторию, зачастую даже не знают с какого преступления привезли вот эту окровавленную куртку или сняли отпечатки пальцев, а образцы, взятые на месте преступления, просто пронумерованы.