От улицы Захарьевской до проспекта Независимости. Главной магистрали Минска 215 лет
215 лет назад, весной 1801 года, в Минске начали трассировку новой улицы Захарьевской, которая много раз будет менять названия, а сегодня именуется проспектом Независимости. В ту пору она планировалась как объездная магистраль для разгрузки центра города.

События, упреждающие главный проспект белорусской столицы, начались в 1800 году, когда был принят первый отмеченный в истории градостроительный план. Зиму 1800−1801 годов минский губернатор Захарий Корнеев провел в согласованиях и утверждениях работ, а как только сошел снег, на старые земляные валы в юго-восточной части города вышли солдаты-саперы. Сегодня это нелегко представить,

Доктор исторических наук Захар Шибеко пояснил нам, что вал с бастионами начинался на севере от болота за так называемым Татарским концом, с запада он ограничивал территорию современных улиц Освобождения, Витебской, Немиги, затем шел по трассе улицы Городской Вал и проспекту, пересекал улицу Янки Купалы, спускался к реке и за ней огибал Троицкое предместье.
Новая улица Захарьевская, которую назвали в честь губернатора, задумывалась как магистраль в обход старой части города — района Замчища и нынешней площади Свободы.

Военно-политическая обстановка требовала прямизны пути и увеличения скорости движения. В 1793 году центральная часть Беларуси вместе с Минском вошла в состав Российской империи. Было учреждено Минское наместничество, затем преобразованное в губернию. Город лежал на тракте Москва — Варшава, движение по которому усиливалось год от года (с 1997 г. согласно решению Третьей Общеевропейской конференции по транспорту сквозь Беларусь проходит международный транспортный коридор № 2 Париж — Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород). Мчались фельдъегерские тройки, двигались военные и купеческие обозы, маршировали колонны войск, тянулись этапы арестантов и пленных.

А ну-ка, попробуйте пустить пехотный полк сквозь строй винных и съестных лавок Немиги или улицы Койдановской! «Потери» неизбежно понесет и город, и само войско: солдаты надолго увязнут в скопище строений. Поэтому в идею новой улицы заложили быстрое прямолинейное движение вдоль вектора Восток — Запад. Неслучайно почтовая станция (обведена красным на фрагменте плана Минска второй четверти XIX века) была размещена на удалении от Старого города с его корчмами.
В теории, Захарьевскую могли бы проложить не южнее, а севернее исторического центра Минска. И тогда спустя столетия мы бы имели совсем иную схему столицы Беларуси. Условно говоря, Дом правительства находился бы где-нибудь в районе нынешней гостиницы «Юбилейная». Однако же земляные укрепления были поначалу срыты именно в южной части, и трасса новой улицы длиной пять верст пролегла за Комаровское болото.
Если совсем уж точно судить о географических координатах, то начало современного проспекта Независимости не вполне совпадает с исторической Захарьевской улицей. После Второй мировой войны почти полностью разрушенную Советскую (бывшую Захарьевскую) решили спланировать заново. Ее значительно расширили, а ось будущего проспекта несколько повернули в начале против часовой стрелки.

Скоростное движение… В современной хронике дорожно-транспортных происшествий на проспекте Независимости фигурируют колоритные сообщения. Вроде того, как двое минских водителей после столкновения сначала подрались, а потом вызвали ГАИ. Или как нетрезвая дама сначала поругалась с мужем, а после села за руль и ранила постороннего мужчину.
Однако более насыщенным по драматизму выглядит автомобильный сюжет, который в августе 1917 года изложила «Минская газета»:
«Выходка автомобилиста. Третьего дня около трех часов ночи на Захарьевской улице показался мчавшийся автомобиль № 2040. На углу Госпитальной [ул. Фрунзе] автомобиль зацепился за тумбу и опрокинулся, причем сидевшая в автомобиле женщина выпала на мостовую и получила тяжкие ушибы. Постовой милиционер помог шоферу поставить автомобиль, положил в него находящуюся в бессознательном состоянии женщину и, сев рядом с шофером, приказал ему ехать в больницу, а затем в комиссариат для составления протокола. Шофер отъехал, столкнул милиционера на мостовую, выбросил женщину и умчался. Высланный наряд милиционеров вскоре задержал шофера. При задержании он пытался оказать сопротивление, и по нему пришлось сделать несколько безрезультатных выстрелов».
Неисчислимы и многообразны упряжные и самобеглые экипажи, что уминали мостовые главной столичной улицы. В 1892 году здесь была пущена конка, в 1924 — рейсовый автобус, в 1929 — трамвай, в 1952 — троллейбус. Первые два таксомотора марки «Форд Т» появились в 1912 году, стоянка их была на углу сквера в районе нынешней Центральной площади. Автор этих строк начал перебирать в уме образцы колесной техники, которыми сам пользовался на нашем проспекте, и получилось что-то очень много: от велосипеда «Спутник» до бронетранспортера БТР-60ПБ.
И помнит проспект одно тягловое средство, которое сегодня трудно представить в центре города. Сумеем угадать с трех раз?.. Натуральные паровозы! Как они выглядели на минской улице в прошлом столетии, показать не можем, ибо фотоснимков не обнаружено, а, к примеру, в Америке было вот так:

В апреле 1936 года секретарь Минского горкома КП (б)Б тов. Рыскин и председатель Горсовета тов. Жукович подали в ЦК и Совнарком докладную записку о скверном состоянии городского хозяйства. Среди прочего отмечалось:
«На всем протяжении магистральной улицы Советской, пролегающей в этом районе, расположена узкоколейка электростанции (историческое здание на берегу Свислочи возле цирка снесено в 2011 году для строительства так называемого отеля „Кемпински“. — Прим. ред.), по которой беспрерывно проходят вагонетки, нагруженные торфом. Так как тягой для этих вагонеток служат мелкие неусовершенствованные паровозы, то они своими искрами вызывают пожары в деревянных домах, расположенных по этой улице (за 5 месяцев 1935 г. — 5 случаев). Наличие этой узкоколейки мешает и внешнему благоустройству этой улицы, одной из основных магистралей города. Горсоветом разработан проект снятия узкоколейки и перевозки торфа в трамвайных платформах».
Даже не беремся перечислять первых государственных особ, которые в обозримой истории прогуливались по нашей улице,. Ну вот, например:

А далее, внимание, впервые публикуем факсимильно полный именной перечень домовладений по улице Захарьевской на рубеже
Продолжается на 32-й:
И заканчивается на 33-й странице:
Когда мы написали о тихих улицах Грушевской и Разинской и опубликовали исторический перечень тамошних домовладений, то открылось, что в Минске поныне существуют родовые усадьбы. Есть примеры, когда на одном и том же месте живут представители шестого поколения минских семей.
Но, конечно, с центральным проспектом совсем иная ситуация. Стопроцентное «непопадание» здесь обусловлено тем, что сначала, в 1920 году, власти отменили частное владение домами на «режимной» улице, а позже, в войну, были уничтожены и сами постройки. Поэтому сегодняшний наш интерес — к служащим, которые населяли учрежденческие здания на Захарьевской. Вот, например, дом Минского общества сельского хозяйства с номером 47.
В общих чертах известна судьба крупных землевладельцев-аристократов, имена которых соседствовали как в списке руководства сельскохозяйственного общества, так и, например, общества «Просвещение».
Но вот имена собственно работников Минского общества сельского хозяйства: секретарь Л. К. Красовский, старший инструктор молочного хозяйства и скотоводства С. И. Дмитрюков, мастер молочного дела Н. А. Исполатов, инструктор садоводства В. А. Рыбский.
Обнаружатся ли потомки этих и других людей, судьба которых была связана с улицей Захарьевской?