От улицы Захарьевской до проспекта Независимости. Главной магистрали Минска 215 лет

Источник материала:  
16.04.2016 09:48 — Новости Общества

215 лет назад, весной 1801 года, в Минске начали трассировку новой улицы Захарьевской, которая много раз будет менять названия, а сегодня именуется проспектом Независимости. В ту пору она планировалась как объездная магистраль для разгрузки центра города.


Перспектива улицы Захарьевской на рубеже XIX—XX веков

События, упреждающие главный проспект белорусской столицы, начались в 1800 году, когда был принят первый отмеченный в истории градостроительный план. Зиму 1800−1801 годов минский губернатор Захарий Корнеев провел в согласованиях и утверждениях работ, а как только сошел снег, на старые земляные валы в юго-восточной части города вышли солдаты-саперы. Сегодня это нелегко представить, но в XV—XVIII веках на месте, где начинается проспект Независимости, находились городские укрепления.


Земляные валы (помечены зеленым цветом), которые весной 1801 года начали срывать для прокладки Захарьевской улицы. Фрагмент плана Минска 1797 года из коллекции Захара Шибеко. Реконструкция Ю. Н. Кнороз

Доктор исторических наук Захар Шибеко пояснил нам, что вал с бастионами начинался на севере от болота за так называемым Татарским концом, с запада он ограничивал территорию современных улиц Освобождения, Витебской, Немиги, затем шел по трассе улицы Городской Вал и проспекту, пересекал улицу Янки Купалы, спускался к реке и за ней огибал Троицкое предместье.

Новая улица Захарьевская, которую назвали в честь губернатора, задумывалась как магистраль в обход старой части города — района Замчища и нынешней площади Свободы.

Захарий Корнеев в бытность попечителем Харьковского учебного округа в 1817—1822 гг.

Военно-политическая обстановка требовала прямизны пути и увеличения скорости движения. В 1793 году центральная часть Беларуси вместе с Минском вошла в состав Российской империи. Было учреждено Минское наместничество, затем преобразованное в губернию. Город лежал на тракте Москва — Варшава, движение по которому усиливалось год от года (с 1997 г. согласно решению Третьей Общеевропейской конференции по транспорту сквозь Беларусь проходит международный транспортный коридор № 2 Париж — Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород). Мчались фельдъегерские тройки, двигались военные и купеческие обозы, маршировали колонны войск, тянулись этапы арестантов и пленных.


Валерий Якоби. «Привал арестантов». 1861 г.

А ну-ка, попробуйте пустить пехотный полк сквозь строй винных и съестных лавок Немиги или улицы Койдановской! «Потери» неизбежно понесет и город, и само войско: солдаты надолго увязнут в скопище строений. Поэтому в идею новой улицы заложили быстрое прямолинейное движение вдоль вектора Восток — Запад. Неслучайно почтовая станция (обведена красным на фрагменте плана Минска второй четверти XIX века) была размещена на удалении от Старого города с его корчмами.


В теории, Захарьевскую могли бы проложить не южнее, а севернее исторического центра Минска. И тогда спустя столетия мы бы имели совсем иную схему столицы Беларуси. Условно говоря, Дом правительства находился бы где-нибудь в районе нынешней гостиницы «Юбилейная». Однако же земляные укрепления были поначалу срыты именно в южной части, и трасса новой улицы длиной пять верст пролегла за Комаровское болото.

Если совсем уж точно судить о географических координатах, то начало современного проспекта Независимости не вполне совпадает с исторической Захарьевской улицей. После Второй мировой войны почти полностью разрушенную Советскую (бывшую Захарьевскую) решили спланировать заново. Ее значительно расширили, а ось будущего проспекта несколько повернули в начале против часовой стрелки.


Послевоенная прокладка центральной улицы Минска. Фото: Владимир Лупейко

Скоростное движение… В современной хронике дорожно-транспортных происшествий на проспекте Независимости фигурируют колоритные сообщения. Вроде того, как двое минских водителей после столкновения сначала подрались, а потом вызвали ГАИ. Или как нетрезвая дама сначала поругалась с мужем, а после села за руль и ранила постороннего мужчину.

Однако более насыщенным по драматизму выглядит автомобильный сюжет, который в августе 1917 года изложила «Минская газета»:

«Выходка автомобилиста. Третьего дня около трех часов ночи на Захарьевской улице показался мчавшийся автомобиль № 2040. На углу Госпитальной [ул. Фрунзе] автомобиль зацепился за тумбу и опрокинулся, причем сидевшая в автомобиле женщина выпала на мостовую и получила тяжкие ушибы. Постовой милиционер помог шоферу поставить автомобиль, положил в него находящуюся в бессознательном состоянии женщину и, сев рядом с шофером, приказал ему ехать в больницу, а затем в комиссариат для составления протокола. Шофер отъехал, столкнул милиционера на мостовую, выбросил женщину и умчался. Высланный наряд милиционеров вскоре задержал шофера. При задержании он пытался оказать сопротивление, и по нему пришлось сделать несколько безрезультатных выстрелов».

Неисчислимы и многообразны упряжные и самобеглые экипажи, что уминали мостовые главной столичной улицы. В 1892 году здесь была пущена конка, в 1924 — рейсовый автобус, в 1929 — трамвай, в 1952 — троллейбус. Первые два таксомотора марки «Форд Т» появились в 1912 году, стоянка их была на углу сквера в районе нынешней Центральной площади. Автор этих строк начал перебирать в уме образцы колесной техники, которыми сам пользовался на нашем проспекте, и получилось что-то очень много: от велосипеда «Спутник» до бронетранспортера БТР-60ПБ.

И помнит проспект одно тягловое средство, которое сегодня трудно представить в центре города. Сумеем угадать с трех раз?.. Натуральные паровозы! Как они выглядели на минской улице в прошлом столетии, показать не можем, ибо фотоснимков не обнаружено, а, к примеру, в Америке было вот так:


Паровоз движется по затопленной улице во время наводнения в Бостоне. США, 1915 г.

В апреле 1936 года секретарь Минского горкома КП (б)Б тов. Рыскин и председатель Горсовета тов. Жукович подали в ЦК и Совнарком докладную записку о скверном состоянии городского хозяйства. Среди прочего отмечалось:

«На всем протяжении магистральной улицы Советской, пролегающей в этом районе, расположена узкоколейка электростанции (историческое здание на берегу Свислочи возле цирка снесено в 2011 году для строительства так называемого отеля „Кемпински“. — Прим. ред.), по которой беспрерывно проходят вагонетки, нагруженные торфом. Так как тягой для этих вагонеток служат мелкие неусовершенствованные паровозы, то они своими искрами вызывают пожары в деревянных домах, расположенных по этой улице (за 5 месяцев 1935 г. — 5 случаев). Наличие этой узкоколейки мешает и внешнему благоустройству этой улицы, одной из основных магистралей города. Горсоветом разработан проект снятия узкоколейки и перевозки торфа в трамвайных платформах».

Даже не беремся перечислять первых государственных особ, которые в обозримой истории прогуливались по нашей улице,. Ну вот, например:


В ноябре 1958 года польская партийно-правительственная делегация посетила Минский ГУМ и прогулялась по центру столицы БССР. На снимке (на переднем плане): первый секретарь ЦК КПБ К. Т. Мазуров, первый секретарь ЦК Польской объединенной рабочей партии Владислав Гомулка, секретарь ЦК КПСС А. И. Кириченко. Далее видны председатель Совета Министров БССР Н. Е. Авхимович, секретарь ЦК КПБ Т. Я. Киселев и другие руководители. Источник: Музей Минского ГУМа

А далее, внимание, впервые публикуем факсимильно полный именной перечень домовладений по улице Захарьевской на рубеже XIX—XX веков. Начинается он на 31-й странице справочника «Весь Минск, или Спутник по г. Минску»:


Продолжается на 32-й:


И заканчивается на 33-й странице:


Когда мы написали о тихих улицах Грушевской и Разинской и опубликовали исторический перечень тамошних домовладений, то открылось, что в Минске поныне существуют родовые усадьбы. Есть примеры, когда на одном и том же месте живут представители шестого поколения минских семей.

Но, конечно, с центральным проспектом совсем иная ситуация. Стопроцентное «непопадание» здесь обусловлено тем, что сначала, в 1920 году, власти отменили частное владение домами на «режимной» улице, а позже, в войну, были уничтожены и сами постройки. Поэтому сегодняшний наш интерес — к служащим, которые населяли учрежденческие здания на Захарьевской. Вот, например, дом Минского общества сельского хозяйства с номером 47.


В общих чертах известна судьба крупных землевладельцев-аристократов, имена которых соседствовали как в списке руководства сельскохозяйственного общества, так и, например, общества «Просвещение».


Но вот имена собственно работников Минского общества сельского хозяйства: секретарь Л. К. Красовский, старший инструктор молочного хозяйства и скотоводства С. И. Дмитрюков, мастер молочного дела Н. А. Исполатов, инструктор садоводства В. А. Рыбский.

Обнаружатся ли потомки этих и других людей, судьба которых была связана с улицей Захарьевской?

←Мобильная карта городских событий: кино, концерты, выставки

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика