"Воскрешение" колбас и мытье курицы. На что идут продавцы в Витебске, чтобы продать просрочку
В прошлом году областной отдел торговой инспекции Министерства торговли Беларуси проверил почти 400 объектов на Витебщине, и в 251 из них продавали продукцию с истекшими сроками годности. Только в первом квартале этого года временно приостановили деятельность 25 магазинов. На какие уловки идут продавцы, избавляясь от просрочки, и как с этим бороться, разбирались «ВВ».
Контролеров много не бывает
Торговлю контролирует множество госорганов, среди которых санитарно-эпидемиологическая служба (СЭС), торгинспекция, Комитет госконтроля. Но, несмотря на это, почти каждый мониторинг или проверка обнаруживает на прилавках просрочку. Притом, что штрафные санкции за нее более чем серьезные — от 30 до 500 базовых величин (от 6,3 до 105 млн рублей).
— Нарушения есть почти на каждом втором предприятии. Но сейчас тенденция такая: чем меньше магазин, тем выше вероятность приобрести там просроченные и некондиционные продукты, — сообщает заведующая отделением Витебского зонального центра гигиены и эпидемиологии Анна Мехова. — Дело в том, что в крупных торговых сетях, как правило, есть собственная система контроля качества продукции. Любую обнаруженную нами просрочку в обязательном порядке убирают с прилавка, изолируют и утилизируют. Не позднее 10 дней после вынесения предписания о нарушении продавец должен письменно отчитаться перед СЭС, предоставив все подтверждающие документы. Снимается с продажи также любая продукция без информации о дате изготовления, маркировки, сопроводительных документов.
В прошлом году нарушения зафиксированы на 311 предприятиях торговли и общественного питания Витебска и района. Основные из них — неправильное хранение продуктов, несоблюдение температурных режимов и сроков годности, отсутствие маркировки. Из обращения изъяли почти 5 тонн продукции на более чем 220 млн рублей, штрафные санкции — почти 1,4 млрд рублей.
Держит в тонусе работников торговли и областной госконтроль, хотя это, конечно, далеко не главное направление его деятельности. По словам начальника отдела контроля потребительского рынка и сферы услуг КГК Франца Венсковича, по поручению президента Беларуси ситуацию на потребительском рынке отслеживают еженедельно.
В первую очередь внимание уделяют наличию полного ассортимента белорусских товаров. Однако, как правило, проверки обнаруживают целый букет нарушений. Так, в прошлом году работники Госконтроля проверили 76 объектов торговли и общественного питания в 12 районах области. Почти у всех — недостаточный ассортимент, в каждом втором — некачественный товар на прилавках.
В этом году представители КГК посетили несколько десятков торговых организаций в Витебске, Орше, Поставскои и Глубокском районах. Нарушения везде. Причем грешат этим не только небольшие сельские магазины райпо и предприниматели, но и достаточно крупные сети. Например, в двух витебских магазинах «Соседи» (ООО «Чистые родники») обнаружили кулинарные изделия, консервы, спиртное, срок годности которых истек еще 3 месяца назад. Выявили также и недовес — от 20 до 40 граммов в уже расфасованных колбасных изделиях. Из-за этого переплата могла достигать 6 тысяч рублей.
— По результатам проверок составляют административные протоколы, — сообщил Франц Венскович. — Всю некачественную продукцию сразу же снимают с реализации, и мы уверены, что в продаже она уже не появится. Об этом свидетельствуют приказы об изъятии и утилизации, акты и кассовые чеки, которые предоставляют в КГК в обязательном порядке.
— Проблема с просрочкой в магазинах Витебщины по-прежнему актуальна, — считает начальник областной торговой инспекции Минторга Беларуси Инна Белько. — Хотя с приходом крупных торговых сетей сервис улучшился, а конкуренция заставляет больше внимания уделять качеству реализуемых товаров. Для сравнения, если в 2014 году в 80% проверенных нами торговых объектах выявляли просроченную продукцию, то в 2015-м — в 63%. Да и штрафы значительные: в прошлом году за все виды нарушений — более 1,5 млрд рублей.
Но, несмотря на суровые наказания, без вопиющих случаев не обходится. Например, в 2015-м в магазине с символическим названием «Натуральные продукты» (ОАО «Новоселки-Лучай») Поставского района проверяющие торговой инспекции обнаружили сразу 26 наименований просроченной продукции на более чем 5 млн рублей. Колбасы, мясо, безалкогольные напитки, пиво и многое другое задержалось на полках от нескольких лишних дней до полугода.
В марте 2016-го в оршанском кафе «Лесное» (ООО «ТД «Орис») выявили 16 видов просроченных продуктов и напитков более чем на 6 млн рублей. Некоторые из них должны были быть сняты с продажи еще полгода назад.
— К счастью, такие факты — редкость, — отмечает Инна Белько. — В последнее время торговля стала более цивилизованной. Тем не менее лично я бы посоветовала посетителям магазинов не терять бдительности и обязательно обращать внимание на дату изготовления, срок годности.
«Маленькие» хитрости
«Все мы живые люди, не роботы! Посмотрите, сколько товаров на прилавках! За всем не уследишь. И если встречается просрочка, то происходит это неумышленно», — такой крик души продавца с десятилетним стажем я нашел на одном из витебских интернет-форумов. А рядом сотни возмущенных реплик покупателей, основной смысл которых — жалеть работников торговли не стоит. Не умеешь — не иди в эту сферу.
Хотя, по сути, в торговле сейчас работать намного легче, чем 10−15 лет назад. И дело даже не во всеобщей компьютеризации, а в значительном увеличении сроков годности продуктов. Чего стоит молоко, которое не портится без холодильника больше полугода! Угождают магазинам и производители, готовые отгружать не тонны колбасных изделий, а считанные килограммы. Несколько лет назад можно было возвращать нереализованную просрочку на предприятия. Сейчас такое возможно лишь с некондицией.
Как удалось узнать от знакомых продавцов, для среднего торгового объекта обычный объем просрочки — по несколько единиц разных товаров в день. Например, десяток глазированных сырков, пачек творога, пакетов молока и батонов колбасы. Это, конечно, немного, но деньги любят счет. Вот и борются с такой продукцией, кто во что горазд.
В большинстве магазинов предпочитают не рисковать: просроченные изделия утилизируют, а товар, сроки реализации которого почти истекли, в добровольно-принудительном порядке распределяют на весь коллектив, вычитая деньги из зарплат.
Но кое-где по-прежнему «воскрешают» колбасы — белый налет отмывают, а товарный вид придают подсолнечным маслом. Этикетки затирают (особенно на пакетах), отрывают или аккуратно подправляют нужные даты гелевой ручкой либо маркером. А если продукция упаковывалась в магазине, этикетки могут переклеивать.
Отдельная тема — товары, срок годности которых зависит от температуры хранения. Допустим, соус: при температуре воздуха от +6 до +22 градусов может лежать 45−90 суток, от 0 до +6 градусов — 120−180. Нередко первые три месяца товар стоит на стеллаже, затем его переставляют в холодильник — еще на такой же срок.
Очень осторожно стоит относиться к охлажденной курице: ей могут «продлить жизнь», помыв и разделав, то есть продав по частям. Настоящая находка для сбыта просрочки — собственная кулинария. Конечно, протухший фарш или мясо вряд ли кто-то решится перерабатывать и класть в беляши или чебуреки. Но что помешает таким образом утилизировать продукты, срок реализации которых вот-вот закончится?
Имидж дороже
Представители крупных торговых сетей, с которыми я пообщался, к слову «просрочка» относятся негативно.
— У нас есть специальное программное обеспечение, где механизм контроля сроков годности прописан на каждом участке работы, — пояснил представитель одной известной торговой марки. — Есть норматив по срокам годности товара, который должен составлять не менее 2/3 от заявленного производителем. Контроль за этим осуществляют на всех этапах поступления продукции: от склада до кассы. Практикуем также мониторинг глазами покупателя.
Специальные сотрудники осматривают не только торговый зал, но и проводят ревизию товаров. За просрочку порой наказывают не только сотрудников, в чьей зоне ответственности обнаружена просрочка, но и руководителя магазина. Для лучшей реализации в нашей сети по вечерам действуют 15−25-процентные скидки. Каждый магазин ориентируется на покупательский спрос — изготавливаем ровно столько продукции, сколько можно продать. От качества и сервиса зависит имидж торговой сети, а мы этим очень дорожим.
— Человеческий фактор никто не отменял, — подчеркивает директор одной из крупнейших витебских торговых сетей ОАО «Веста» Рейман Вениаминов. — Отсутствие просрочки в магазинах зависит от исполнительской дисциплины и профессионального чутья администрации магазина, товароведов. Но коммерческий риск, конечно, присутствует. Поэтому мы практикуем уценку продукции, срок годности которой скоро истекает (но это не акционные товары). Ежедневно в наших магазинах могут составлять акты на уценку на десятки миллионов рублей. Чаще всего сюда попадают молочная продукция, кондитерские изделия, дорогой алкоголь, да и не только. Но для крупной торговой сети это совсем немного — все в рамках такого понятия, как естественная убыль товаров.
Поделюсь личным опытом поисков просрочки в витебских магазинах. В течение двух недель, посещая различные торговые точки, много времени (найти сроки годности на упаковках с непривычки не так-то и просто!) тратил на уточнение сроков годности молока, колбас, сыров и так далее. Просрочки не нашел. Может, просто везло, а может, и правда наша торговля стала более цивилизованной. Но чеки я теперь все же сохраняю.