Они из разведки. Не подведут!
В брестских лесах довольно часто можно встретить десантников. Здешний полигон «молчит» крайне редко. Вот и сейчас: едва сошёл снег — на полигоне Брестский прошло очередное батальонное тактическое учение с боевой стрельбой, где плечом к плечу гвардейцы-десантники из белорусского Витебска и российского Пскова выполняли учебно-боевые задачи.
Как известно, современный бой немыслим без разведки. Помимо выполнения специальных задач, разведчики обеспечивают действия подразделений, предоставляют данные для огневого поражения, снабжают командиров оперативной информацией.
На этом БТУ мне посчастливилось понаблюдать за работой разведчиков 103‑й гвардейской отдельной мобильной бригады.
Азбука разведчика — это умение скрытно совершать марши на значительные расстояния, хорошо ориентироваться и быстро передвигаться на разнообразной местности в любое время года.
Перед разведывательным взводом гвардии лейтенанта Игоря Кравцова была поставлена задача обеспечить проход батальона, досмотреть район и вести постоянную разведку, чтобы незаконные вооруженные формирования не смогли внезапно напасть на колонну.
— Разведка — это работа. Очень трудная и опасная. Это постоянная импровизация, строжайшая дисциплина… Это постоянное напряжение нервов, к которому надо привыкнуть как к дыханию. Неслучайно фраза «я из разведки» равнозначна словам «не подведу», — поделился гвардии лейтенант Игорь Кравцов.
Прочесывая местность, разведчик обращает внимание на любые существенные мелочи — на следы, сломанные ветки, подозрительные звуки…
Разведывательные группы часто совершают марш на незнакомой и предварительно не разведанной местности, как правило, ночью, поэтому успех марша во многом определяется выбором маршрута движения. Главное требование к маршруту — безопасность движения группы.
Гвардии лейтенант Игорь Кравцов рассказал о некоторых особенностях работы воина-разведчика:
— Особое внимание во время поиска неприятеля нужно уделить его следам, которые, к слову, не так просто обнаружить, а тем более определить их давность. Следы на тропах, пыльных дорогах и песке при сильном ветре уже через несколько минут после образования исчезают почти полностью. Вдавленный, оставленный в сырую погоду на поле или проложенный на росистой траве след сохраняется очень долго, и его легко обнаружить, а вот след, оставленный на песчаном дне в стоячей воде, покрывается илом примерно через 3–4 часа после его образования. Каждый разведчик при передвижении должен стремиться скрыть собственные следы различными способами. Для этого необходимо прежде всего знать те признаки, по которым противник может обнаружить их, и не оставлять следы на местности. Нужно ступать так, чтобы не поломать стебли, особенно высокой травы. При переходе дороги следует выбирать участок с твердым покрытием, где следы менее заметны, а иногда вообще не поддаются обнаружению.
Вскоре офицер Кравцов получил новое задание — обеспечить охрану высоты, в направлении которой будет выдвигаться парашютно-десантная рота из Пскова. Правда, в этот учебный бой журналиста не взяли. Я остался с основными силами. Через некоторое время разведгруппа вышла на связь. Разведчики обнаружили позиции «противника», а значит, задача выполнена.
(Подробный репортаж о прошедшем на полигоне Брестский батальонном тактическом учении с боевой стрельбой читайте в одном из ближайших номеров нашей газеты.)
Старший лейтенант Олег Некало, «Ваяр», nekalo@mod.mil.by,
фото автора