"Протоптали тропку к архивам в Европе". Как в Витебске восстанавливают историю трамвая
В областной библиотеке читателям презентовали книги по истории трамвая — одного из символов Витебска. Автор изданий — начальник трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) Василий Павлючков. Это достаточно неординарный витебский чиновник — он умудряется не только успешно руководить предприятием, но и находить время для исследований электротранспорта.
Василий Павлючков представил три книги: «Витебский трамвай. Исторический очерк», «Витебский трамвай: люди, события, факты» и «Витебский трамвай: документы и материалы». Работая над ними, он обращался во многие ведущие библиотеки и архивы Беларуси, России, Германии и изучил огромное количество документов. Но на этих изданиях начальник ТТУ не остановится: говорит, работы еще непочатый край.
— Мы уже протоптали тропку к архивам в европейских странах — в Бельгии, Англии, Австрии и Франции. Что можно было приобрести «за спасибо» или «за большое спасибо», уже приобретено. А что касается финансовой составляющей (приобретения исторических материалов. — TUT.BY), то, надеюсь, мы сможем сделать это, когда экономическая ситуация изменится. Но уже сейчас у нас богатые наработки, и изучения этих источников хватит не на один десяток лет, — сообщил Василий Павлючков.
В Витебское ТТУ Павлючков пришел в начале 1980-х годов. Вначале был водителем трамвая, потом — мастером электроучастка, начальником вагонно-ремонтных мастерских, главным инженером управления. Руководит предприятием практически 20 лет. В одном из своих интервью он признался, что часто бывает в трамвае или троллейбусе в роли «тайного пассажира»: «Стараюсь сделать это как можно незаметнее, ведь мне интересно послушать — говорят ли между собой люди о нашем транспорте, ругают ли, а заодно проверяю и работу своих работников — водителя, кондуктора».
— Я много лет занимаюсь трамвайными делами. И наступил период, когда почувствовал, что витебский трамвай и ТТУ — для меня нечто большее, чем просто рабочее место. Тогда и заинтересовался историей трамвайного движения более глубоко и начал собирать факты для книг, — рассказал Василий Павлючков.
Однако ни писателем, ни исследователем он себя не считает: «Может быть, меня можно назвать составителем этих изданий».
При этом известный литератор Сергей Рублевский имеет на этот счет другое мнение:
— Я б аднёс Васіля Паўлючкова да паэтаў. Бо ён з такой прыязнасцю піша пра віцебскі трамвай — як пра сімвал горада, як пра ягоны старажытны знак. І разам з тым гэта работа даследчыцкая. Васіль Міхайлавіч адбыўся і як кіраўнік прадпрыемства, і як аўтар гэтага «трохтомніка», і як даследчык, бо ён захоўвае значны блок дакументаў, які з цягам часу, мяркую, будзе перададзены нашчадкам.
Справка TUT.BY
Первый в Беларуси трамвай зазвенел именно на витебской мостовой. Произошло это почти 120 лет назад — 18 июня 1898 года. Город заключил договор на строительство электрической железной дороги с французом Фернаном Гильеном. Для этого построили специальную электростанцию, работавшую на нефти и дровах.
Первый вагон пустили красиво — под музыку витебского композитора Отто Крамера. Трамвай прошел по Смоленской улице до Соборной площади (сейчас это часть улицы Ленина и площадь Свободы).
Тогда это был самый мобильный вид транспорта. И губернский город обзавелся им раньше Санкт-Петербурга и Москвы. В Минске трамвай пошел лишь в 1929 году.
Сегодня в Беларуси всего четыре города, где ходят трамваи: Витебск, Минск, Новополоцк и Мозырь.