"Ніл Гілевіч сабраў сёння ўсіх, каму можна даверыць будучыню Беларусі". Прощание с Народным поэтом
«Сышоў апошні народны…» Сегодня об этом с сожалением говорил каждый, кто пришел в Свято-Петропавловский собор на Немиге проститься с Нилом Гилевичем. Кто-то вслух, кто-то тихо про себя. В течение двух часов сотни людей нескончаемым потоком шли поклониться поэту и сказать «шчыры дзякуй» за то, что он сделал для культуры как писатель, для страны как политик и для них лично как человек.
— Такую публіку мала дзе пабачыш. Ніл Сымонавіч сёння сабраў вакол сябе ўсіх тых, каму можна даверыць будучыню краіны, — говорит Виктор, который назвался представителем белорусской интеллигенции. — Праўду кажуць, што на пахаванне трэба збірацца яшчэ пры жыцці. Але тады пра гэта не думаеш, а потым сумуеш.
Среди тех, кто пришел проводить Нила Гилевича в последний путь — студенты, литераторы двух союзов писателей — так называемого государственного и независимого, оппозиционные активисты, депутаты Верховного совета БССР последнего созыва, политики и чиновники, причем, как бывшие так и нынешние.
— Ніл Гілевіч — гэта цэлая эпоха ў нашай літаратуры. Ды ўвогуле ў жыцці ўсёй краіны. Ягоная пазіцыя, ягоная беларускасць была прыкладам для многіх, як трэба служыць роднай мове, культуры, літаратуры, — добавил поэт и журналист Наум Гальперович.
Цветы к телу Народного поэта, среди прочих, принесли и первый руководитель независимой Беларуси Станислав Шушкевич, бывший министр иностранных дел Петр Кравченко, экс-председатель Федерации профсоюзов Леонид Козик, нынешний министр культуры Борис Светлов, и глава Миниформа Лилия Ананич.
Многие из тех, кто знал поэта лично, отмечают, что он никогда не делил людей по политическим взглядам. Он уважал всех, кто выступал за белорусский язык, возрождение национальной культуры и старался для своей страны.
— Тыя, хто лічыць сябе патрыётам Беларусі і любіць радзіму, абавязкова будуць памятаць Ніла Гілевіча. За адданасць, за патрыятызм. Ён хацеў лепшага для свайго народа, для сваёй зямлі, — поделился мыслями драматург Алексей Дударев. Он лично знал Народного поэта. — Пайшоў з жыцця вялікі паэт, вялікі чалавек, сімвал… Разам са смуткам нельга забываць пра тое, што ён пражыў даволі шмат гадоў і шмат чаго зрабіў за гэты час. І памяць пра яго павінна быць вечнай.
Филолог Лявон Борщевский знал Нила Гилевича не только как поэта, но и как политика. Они вместе были депутатами Верховного совета БССР.
— Мы яго ўспрымалі як свайго бацьку. Нягледзячы на тое, что ў свой час ён быў ідэалістам-камуністам, ён заўсёды верыў, што рана ці позна ўсё зменіцца да лепшага. Паступова Ніл Сымонавіч пазбаўляўся сваіх ілюзій, але ён ніколі не адмаўляўся ад сваёй беларускасці. За гэта, дарэчы, яго многія і не любілі, — вспоминает Лявон Борщевский. — Пры пэўнай сітуацыі Ніл Гілевіч мог і ўзначаліць краіну, калі б не падзеі пачатку 90-х гадоў. Ён бы справіўся з гэтым. І тады б Беларусь была ў шмат разоў больш беларускай, чым ёсць цяпер.
Тем не менее, Нил Гилевич реализовал себя в литературе. Несмотря на свои государственные награды, звания и должности «ён годна нёс званне народнага паэта і не дазволіў сябе зганьбіць», считает Левон Борщевский.
— Ён ведаў сабе цану. І намагаўся яе не знізіць. І дзякуючы гэтаму годна прайшоў да апошняга дыхання свайго жыцця.
Разделить утрату с белорусами пришел и посол Литвы в нашей стране Эвалдас Игнатавичус.
— Он был великим писателем. Но нас сюда привело и то, что он навсегда останется связан с Литвой. Он приезжал в Вильнюс, ездил в Литву как представитель Верховного совета БССР в трагические для Литвы дни в 1991 году. Для нас это очень важно, — сказал дипломат. — Это большая утрата для культуры. И молодые писатели, чтобы сохранить о нем память, должны перенимать опыт у этого великого человека.
Писатель Александр Коваленок говорит, что всегда будет благодарен Нилу Гилевичу за вдохновение и напутственные слова в нужный момент.
— Когда мы были молодыми литераторами, Нил Гилевич нам очень помогал. У него мы учились, благодаря ему мы «становились на крыло», если можно так сказать, — вспоминает писатель. — Меня всегда поражало в нем еще и то, что при величине своей фигуры был очень скромным, доброжелательным и общительным человеком. Нам, своим ученикам, он всегда уделял много времени и старался помочь. Память о нем останется навсегда. По-другому и быть не может.
Собравшиеся на панихиду скоробили еще и том, что вместе с Нилом Гилевичем уходит и поколение тех литераторов, кто открывал новые имена в литературе.
— И лучшая память о Ниле Гилевиче — нынешним поэтам и писателям продолжать его дело. То, чему он научил нас, нужно сейчас передавать молодым, — уверены друзья и коллеги Нила Гилевича.
Последний Народный поэт Беларуси не дожил до своего 85-летия всего полгода. Он умер 29 марта. Не выдержало сердце.
Переводчик, литературовед, фольклорист, общественный деятель… Он был одним из всего восьми Народных поэтов Беларуси и навсегда останется в одном ряду с классиками Янкой Купалой, Якубом Коласом, Петрусем Бровкой, Аркадием Кулешовым, Максимом Танком, Пименом Панченко и Рыгором Бородулиным.
Нила Гилевича похоронили сегодня после обеда на Кальварийском кладбище Минска рядом с женой.
— Сапраўднае асмысленне сапраўднай велічыні постаці многіх дзеячаў прыходзіць толькі пасля іх смерці. З Нілам Гілевіч тое самае. Гэта непаўторны чалавек, — сказал на панихиде писатель Владимир Орлов.