Моя обязанность — создавать время. Беседы с Мастером
НАЧАЛО В НОМЕРЕ ЗА 21 МАРТА
— Снова об интеллигенции. Каков вклад белорусских ученых, писателей, музыкантов в духовность страны, в воспитание молодежи?
— Идет процесс разрушения духовности народа, своего национального искусства. Некоторые «перекрасившиеся» белорусские художники, например Ващенко, из кожи лезут вон, чтобы стать пропагандистами нового, «концептуального» искусства. Их «концепция» — разрушение настоящего, христианского искусства. В новой академии восторжествовали авангардизм и модернизм. В Минске открыта выставка так называемого современного искусства, но на этой выставке нет ни одного художника реалистического направления. Мне бросили в лицо: «Ты — не наш!».
Министерство культуры, Союз художников нарушают закон, в котором записано: «Продолжение национальных традиций». А национальные традиции эти деятели не намерены продолжать. Распродается имущество Союза художников, приобретенное в советское время. Могут продать и уникальное гобеленовое производство в Борисове — руководство не уделяет этому никакого внимания. Но без искусства, без народных традиций никто и никогда не жил, да и жить не может!
— Министерство культуры и в старые добрые времена не очень-то баловало вас. А как обстоят ваши дела в настоящее?
— Предпоследняя выставка имела грустное начало. Я не хотел ее, но было мое 75-летие, и меня заставили. Я сказал в Министерстве культуры: «Не буду делать!». Приехал сам министр культуры Александр Сосновский в мастерскую и начал меня убеждать: «Вам много лет, возраст ваш, знаете ли… Выставка нужна — она может стать последней». Я говорю, что мне не за что делать, у меня и денег нет. Да мне Союз художников и помещения для выставки не даст, а аренда выставочных залов требует больших средств. Министр сказал: «Я все беру на себя. Что вам надо — все дадут». Я говорю, что мне надо немного досок на окантовку. Министр говорит: «Заключите договор со столяром, дайте ему пиломатериалы. Мы все оплатим. Проблем больше нет — выставка должна быть!».
Выставку сделали… Все хорошо, но после ее завершения ко мне пришел директор выставки: «Михаил Андреевич, вы по решению Министерства культуры должны возместить расход и убытки, которые понесло министерство. Мы готовы купить одну из ваших работ в качестве компенсации…». — «Знаете, — говорю, — давайте эти вещи не будем смешивать. Работа моя имеет свою цену, а расходы я оплачу после представления счета и получения денег за работу». — «Михаил Андреевич, да если я вам дам этот счет, то представляю, что вы с ним сделаете!»
А я бы опубликовал в СМИ этот счет. Министерство мою работу не выкупило, правда, и расходы с меня не вычли. Но министр сказал: «Чтоб я этого имени в министерстве не слышал!». Вот вам и духовность.
![](http://www.21.by/pub/news/2016/03/1459483242860461.jpg)
«Философы», 1994 год