Верховный суд оставил убийце трех лидских продавщиц Ивану Кулешу смертный приговор
29 марта коллегия по уголовным делам Верховного суда Беларуси рассмотрела кассацию на смертный приговор 28-летнему Ивану Кулешу. Суд оставил приговор Гродненского областного суда о смертной казни без изменений.
29 марта состоялось заседание Верховного суда апеляционной инстанции, после того как адвокат Ивана Кулеша подал несколько кассационных жалоб на смертный приговор.
Так, адвокат Мирослав Корицкий заявил, что Кулеш как раньше, так и теперь не оспаривает предъявленные обвинения. Однако наказание назвал суровым, «как бы мы не относились Кулешу».
— Судом не в полной мере изучены смягчающие обстоятельства, а именно явка с повинной, — обосновал защитник. По его мнению, без этого убийство одной из продавщиц в Лидском районе в сентябре 2013-го так и осталось бы «глухарем». Его подзащитный активно сотрудничал со следствием и полностью признал свою вину.
Кроме того, адвокат заявил, что Кулеш стал на путь исправления, а смертный приговор повлечет нарушение государством права на жизнь, гарантированного Международным пактом ООН о правах человека. По его словам, нужно также учесть состояние здоровья осужденного (психическое расстройство личности, хотя это опроверг прокурор) и «тяжелое детство, в котором он ничего хорошего не видел» (речь о воспитании в детдоме).
По итогу адвокат попросил изменить приговор в сторону смягчения — заменить смертный приговор на 25 лет лишения свободы. Гособвинитель выступил против.
После этого суд спросил самого Кулеша, что он может сказать по этому поводу. Его ответ оказался неожиданным — попросил оставить приговор без изменений.
— Подождите, пожалуйста, обстоятельства совершения убийства двух продавщиц [в сентябре 2013] года вы признаете? — задал вопрос суд.
— Не буду отвечать.
— А по третьей женщине, в деревне Селец. [в ноябре 2014-го]?
— Да, что-то произошло.
— О семье своей можете рассказать?
— Можно не отвечать? — ответил вопросом на вопрос Кулеш. Известно, что он воспитывался в детдоме, куда попал вместе с сестрой в возрасте 1 и 2 лет после смерти матери. У него также есть сводная сестра и брат. Некоторые из его родных сегодня пришли в суд. Также известно, что у мужчины есть 3-летняя дочь, хоть он и не женат.
— Вы согласовывали с защитником позицию в суде?
— …Прошу оставить приговор как есть, я заслуживаю [смерти]. Лишил жизни человека, вполне считаю [заслуженным] такое наказание понести.
— Почему так решили?
— Не буду объяснять.
— Во время следствия вы все подробно рассказывали, а во время суда отказались говорить. Почему?
— На то оно и следствие… На суде не заставляют говорить.
— А что было на следствии?
— Все указано в материалах [дела]. (…) Я ж ни на что не жалуюсь.
— Защитник согласовывал с вами подачу жалобы?
— Я сказал, что не хочу. (…) Он говорил, что надо писать, — все так же безразлично продолжал отвечать Кулеш, повернувшись спиной к залу.
— Ваше окончательное решение?
— Прошу приговор оставить таким как есть в силе.
— К этому вас кто-то принуждал?
— Нет.
— То есть это ваше волеизъявление?
— Это мое решение.
Далее было ещё несколько уточняющих вопросов.
— Вы настойчиво отказываетесь сейчас отвечать на вопросы по существу дела, почему? — спросил судья.
— Не могу объяснить.
— Во время предварительного расследования вы давали показания, участвовали в следственных экспериментах и других следственных действиях. Они соответствуют действительности, они правдивы? — уточнил прокурор.
— Отказываюсь отвечать.
После этого суд обратился к сыну продавщицы Жанны Урбан, убитой в деревне Селец в ноябре 2014-го. Молодой человек тогда застал Кулеша на месте преступления и сбежал, когда мужчина начал погоню за ним с ножом. Он со слезами снова рассказал суду об увиденном.
— Не загладят той боли от потери матери. Не согласен с жалобой, [должна быть] смертная казнь, — сказал молодой человек по поводу заявленных жалоб.
Суд оставил приговор Гродненского областного суда о смертной казни без изменений.
После этого родные погибших сказали суду «спасибо».
Судья напомнил Кулешу, что он имеет право написать прошение о помиловании главе государства. А его родным — о возможности получить свидание с осужденным.
После оглашения адвокат Мирослав Корицкий сказал журналистам, что собирается сам написать прошение о помиловании Кулеша. Он пояснил, что увидел полное раскаяние своего подзащитного в убийстве трех людей, что в его практике «встречалось очень редко». По его словам, во время составления жалобы сам Кулеш не проявлял никакой инициативы, и даже успокаивал адвоката, мол, заслужил такое наказание и усилия не стоят того. «Еще поборемся, — заявил после решения Верховного суда адвокат Корицкий. — Думаю, напишу прошение президенту на следующей неделе. Тут надо действовать быстро — приговор уже вступил в законную силу, и в любой момент его могут исполнить».
На процессе также присутствовал правозащитник Андрей Полуда. Он сказал, что вероятнее всего будет готовится обращение в Комитет по правам человека ООН.
Напомним, 20 ноября 2015 года Гродненским областным судом Иван Кулеш был признан виновным в убийстве трех продавщиц в Лидском районе, а также в покушении на убийство, краже и разбое. Его приговорили к расстрелу.
Два убийства были совершены в сентябре 2013 года, еще одно — в ноябре 2014-го. Все преступления Кулеш совершил в состоянии алкогольного опьянения. Задержали злоумышленника через несколько часов после убийства третьей продавщицы из деревни Селец. Свою вину он признал полностью, однако отказался дать показания в суде.
Ранее Кулеш был дважды судим за кражу и разбой, а также заведомо ложный донос.
2 февраля коллегия по уголовным делам Верховного суда планировала рассмотреть кассационную жалобу на смертный приговор Ивану Кулешу. Однако процесс пришлось отложить — адвокат обвиняемого направил дополнение к жалобе, которое требовало времени на изучение.
Адвокат Кулеша, Мирослав Корецкий, настаивал, что суд должен учесть явку с повинной обвиняемого как смягчающее обстоятельство и заменить смертную казнь на пожизненное заключение.
С февраля вступили в действие поправки в законодательство об апелляции в уголовном процессе. Ранее Уголовно-процессуальный кодекс предусматривал кассационное обжалование и опротестование приговоров. Кассация предполагает только проверку решения нижестоящего суда вышестоящим, но не исследование новых доказательств. Поэтому при кассационном производстве возможно либо подтверждение предыдущего решения, либо его отмена, а при апелляционном может быть вынесено новое решение.
Таким образом, после внесенных поправок это первая апелляция в Беларуси на смертный приговор.
Читайте также:
Вопросы без ответов: родственники приговоренного к расстрелу Кулеша не верят в его полную виновность