Весна театра, который может всё

Источник материала:  

Вновь театр сильных чувств заставляет зрителей сопереживать. Сегодня, в преддверии Международного дня театра, на армейской сцене состоится третий премьерный показ трагикомедии Григория Горина «Чума на оба ваши дома!».


Еще не высохли слезы на глазах у Монтекки и Капулетти, похоронивших детей, а между кланами уже зреет новый конфликт. Попытка герцога Веронского примирить стороны, породнив их, приводит к драме двух любящих сердец… Такова фабула пьесы Григория Горина, написанной в 1994 году и впервые поставленной в Норильске. Хотя она была обещана Московскому академическому театру им. В. В. Маяковского. Впрочем, на этой сцене четыре года спустя режиссер Татьяна Ахрамкова ее тоже показала — в классическом, как нынче говорят, формате.

После кто только не брался за интригующий сюжет! Одни копировали удачную постановку, другие пытались выйти за рамки эпохи, жанра и даже перевести пьесу на язык хореографии. Казалось бы, что нового здесь можно сказать? Но, как выяснилось, можно. Актер и режиссер Купаловского театра Вячеслав Павлють решил использовать текст Горина по-своему. А кому заняться воплощением замысла — определила его давняя дружба с худруком Драматического театра белорусской армии Мариной Дударевой и главным режиссером Игорем Фильченковым.

Хотя с большей частью труппы (ДТБА) режиссер познакомился всего три месяца назад, работа оказалась удачной. Сам он объясняет ошеломительный успех просто:

— Работалось с этой труппой здорово! Я получил истинное удовольствие от репетиций — начиная с читки пьесы и заканчивая выходом на сцену. Все мои установки выполнялись мгновенно: если я прошу выучить текст к следующей репетиции, актеры приходят подготовленные, глаза горят! Здесь много пластических сцен: фехтование, танцы. Все это делалось сразу и с удовольствием. Что радует и подкупает. Я благодарен ребятам за доверие и за самоотдачу. Соответственно, и моя отдача умножается на сто.


В пьесе есть где развернуться множеству ярких талантов, которыми нынче богат армейский драмтеатр. Мудрость и опыт, святая простота и доверчивость, коварство и изобретательность, расчетливость и всепоглощающая страсть…

— Трагикомедия — это основной жанр, в котором писал Григорий Горин, — говорит режиссер. — Автор замечательный, и такой жанр мне больше всего импонирует. На мой взгляд, он самый выразительный. Зритель очень любит контрастные эмоции. Это всегда хорошо. Вряд ли кто-то не знаком с Гориным: фильмы «Тот самый Мюнхгаузен», «Убить дракона» и «Формула любви», мне кажется, смотрели все. И эта пьеса абсолютно в его стиле. Здесь много смешного и щемящего.

Трудно не повториться, идя по стопам признанных авторитетов. Интонации знаменитого Марка Захарова, снявшего эти ленты, сами просятся на сцену. Однако создатели белорусской «Чумы на оба ваши дома!» справились с искушением — произведение получилось совершенно оригинальное.

— Да, я учился режиссуре, но прежде всего я актер, — признается Вячеслав Павлють. — И все, что происходит на площадке, сначала проигрываю сам, включая женские образы и самые маленькие роли горожан. И все мои установки соответствуют собственному видению и чувствованию как актера. Может быть, это и есть мое ноу-хау, когда актер с 30‑летним стажем ставит спектакль. В труппе профессиональные актеры, с опытом и собственной харизмой, достаточной, чтобы воспринять мои установки, переработать и создать свое. В результате получается та личность, которую хочется видеть на площадке.

Образы выписаны удивительно красочно: яркие, характерные, неоднозначные. И хотя сам Шекспир заявлял, что его герои и события, с ними происходящие, являют собой «блистательный образчик авторского вымысла», глядя на представителей семейств Монтекки и Капулетти в исполнении белорусских артистов, веришь, что таковые действительно существовали. Вот он, глава клана Монтекки, созданный Виктором Молчаном, — надменный, гордый, но не без греха. И враг — тщедушный подкаблучник Капулетти, гротескно воплощенный Игорем Фильченковым. Его супруга — олицетворение коварства, блестяще сыгранная Зоей Фромичевой-Корсаковой. Оригинален Владимир Лисовский в образе Бартоломео делла Скала, герцога Веронского. Очаровательно эпатажны Бенволио, друг покойного Ромео — Евгений Казакевич, и Валентин, брат покойного Тибальда — Василий Бойдак. Эффектен в роли негоцианта Джорджио Фиранделло молодой артист Олег Бабуль. Великолепны и неподражаемы Розалина и Антонио, которых не играют, а со всей страстью творят на сцене Алиса Петрова и Андрей Милюхин.

— В спектакле занята почти вся труппа, — говорит Вячеслав Павлють. — Если бы в пьесе было больше персонажей, занял бы всех — они все хороши.

Режиссер не лукавит: сейчас в армейском театре поистине звездный состав. Большинство артистов активно работают в кино. Может быть, поэтому они умеют говорить с театральным зрителем не только голосом, пластикой, мимикой, но и выражением глаз…

Кстати, пластические фрагменты в «Чуме…» заслуживают отдельного упоминания. Исполнена экспрессии и грации сцена фехтования — Игорь Фильченков рассчитал все движения до нюансов, чтобы бой на рапирах был зрелищным, но безопасным. Прекрасная хореография Марины Дударевой переносит действо в Италию, охваченную чумой, и на карнавал в Вероне, но зрители при этом не теряют связи с днем настоящим.

— Мы не рассчитывали на какую-то конкретную публику, — говорит режиссер-постановщик, — для зрителей этой постановки нет каких-либо возрастных ограничений. По сути, это настоящий семейный спектакль.

И, как показал аншлаг в день премьеры, на сцене Драматического театра белорусской армии «Чума на оба ваши дома!» приживется, поскольку полюбилась.

Елена Давыдова

←Участники Дня Воли решили поддержать ИП

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика