Пенсионную реформу власти Беларуси подменяют полумерами
Правительство заявило об увеличении пенсионного возраста как единственном планируемом изменении в пенсионной системе. Эксперты отмечают, что эта необходимая мера сама по себе не решит проблему грядущего дефицита Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), из которого выплачиваются пенсии.
Суть мер, предложенных правительством, заключается в трех возможных сценариях: первый — постепенное повышение пенсионного возраста для мужчин до 63 лет, для женщин до 58 лет; второй — до 63/60, третий — до 65/60 лет. Поднимать планку выхода на пенсию планируют начать с 1 января 2017 года, каждый год прибавляя к пенсионному возрасту шесть месяцев.
Оценивая объявленные правительством варианты повышения пенсионного возраста, ведущий исследователь Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Екатерина Борнукова назвала их «скромными и недостаточными для того, чтобы погасить дефицит средств в долгосрочном периоде».
«Уже буквально через 10-15 лет, даже приняв самый смелый вариант, придется возвращаться к этому вопросу. К тому же ни один из вариантов не уравнивает пенсионный возраст у мужчин и женщин», — отметила Борнукова.
Если текущая распределительная пенсионная система останется без изменений, то будет стремительно расти дефицит пенсионного фонда, считает эксперт. «Уже к 2020 году он достигнет 2% ВВП, а это половина того, что сегодня тратится на здравоохранение», — подчеркивает собеседница.
Такие выводы позволяет сделать исследование, которое BEROC провел в 2015 году. Модель работы строилась на демографических данных с учетом взаимосвязи пенсионной системы с ВВП страны. При этом экономисты выделили два фактора, влияющих на показатели: продолжающееся старение населения и возникновение дефицита средств в ФСЗН.
«Очевидно, что если мы не будем ничего менять, то окажемся в финансовой пропасти. Единственной реформой, доступной в рамках распределительной системы, остается повышение пенсионного возраста», — считает эксперт.
Кстати, Александр Лукашенко уже заявил о наличии дефицита средств в ФСЗН. По словам главы государства, он вынужден был направить из бюджета на выплату пенсий триллион рублей.
В любом случае только повышением пенсионного возраста обойтись нельзя, необходимо рассматривать возможность введения накопительного компонента пенсионной системы, отметила Борнукова.
Сопредседатель правления и директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского Жанна Тарасевич считает, что необходимо дифференцировать пенсии в зависимости от напряженности труда и уровня зарплат получателя, а также изменить систему распределения нагрузки по выплатам в ФСЗН.
Тарасевич видит проблему в том, что сейчас размер пенсий высокооплачиваемых и малооплачиваемых в прошлом работников принципиально не различается.
Она также считает, что система, когда работник вносит в ФСЗН 1% зарплаты, а работодатель — 34% от фонда оплаты труда организации, должна меняться. «Необходимо постепенно убавлять долю нанимателя и увеличивать долю работника», — сказала Тарасевич.
По ее словам, ныне Беларусь из-за высокой ставки налога в ФСЗН для работодателя проигрывает партнерам по ЕАЭС. Например, в России аналогичная ставка составляет 28%.
Тарасевич также считает, что пенсия должна состоять из двух частей — обязательной и добровольной: государство гарантирует социальный минимум, а работник и наниматель заботятся об остальной части пенсии.
Эксперты считают необходимым вводить накопительную пенсионную систему, но для этого следует соблюсти ряд условий и принять меры в части оздоровления экономики и ФСЗН.
Например, сказал председатель Клуба финансовых директоров Андрей Карпунин, необходимо оценить расходы самого ФСЗН, в том числе на администрирование. Карпунин отметил, что ФСЗН занимается как сбором, так и распределением средств.
«Если бы администрирование по сбору в ФСЗН передали налоговому ведомству, прозрачность сбора средств была бы, как капля родниковой воды, а собираемость без карательных мер увеличилась бы. И это позволило бы сэкономить много денег. Например, высвободилась бы недвижимость, которую занимают чиновники. И это бы позволило зарабатывать на ее сдаче внаем деньги в бюджет», — сказал председатель Клуба финансовых директоров.
Он также отметил, что нельзя говорить только об увеличении пенсионного возраста, как нельзя запускать пенсионную реформу вне других реформ.
«Это иначе как казусом не назовешь, — отметил Карпунин. — В этой связи необходимо говорить о прекращении перекрестного субсидирования, демонополизации рынка, значимости доли занятых в госсекторе по отношению к другим работникам. А общественности сделали информационный вброс по поводу увеличения пенсионного возраста, не предложив никаких вариантов пенсионной реформы».
Екатерина Борнукова, в свою очередь, отметила, что в ситуации, когда инфляция высока, долговременные накопления в белорусских рублях в ФСЗН не являются приемлемыми. Кроме того, надо иметь в виду, отмечает эксперт, что введение накопительной системы на начальном этапе будет генерировать дополнительный дефицит в ФСЗН.
«Для накопительной системы предстоит развивать финансовый и фондовый рынок, — отметила Борнукова. — И это потребует проведения других экономических реформ, идти на которые власти пока не собираются. В любом случае это займет очень много времени и для этого необходимо достичь макроэкономической стабилизации».
Эксперт по экономике «Либерального клуба» Антон Болточко полагает, что госсектор не готов делать ставку на развитие частных пенсионных фондов, потому что они станут конкурентами ФСЗН.
На этот счет министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина сказала в интервью БЕЛТА: «Следует понимать, что в существующих условиях накопительная система несет большие инфляционные и инвестиционные риски. Это, кстати, привело к сворачиванию таких программ во многих странах мира... К слову, направление части страховых средств на накопление вызовет дефицит в Фонде социальной защиты населения. Кто их восполнит? Сегодня 1% страховых взносов «стоит» 3,3 трлн рублей».
А вот Валерий Бороденя, член постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам, считает: с учетом того, что только повышение пенсионного возраста не решает проблемы устойчивого наполнения ФСЗН, необходимо использовать и накопительную часть.
При этом стоит брать во внимание опыт различных стран с учетом того, что не существует идеальных пенсионных систем и нельзя автоматически перенести чью-то схему выплат пенсий на белорусскую почву.
Елена СПАСЮК