На страже здоровья и социальной защиты людей в погонах
Центральная военно-врачебная комиссия Вооружённых Сил Республики Беларусь (ЦВВК) как военная медицинская организация специального назначения ведёт свою историю с 18 марта 1922 года. Именно тогда приказом № 675 Реввоенсовета Советской Республики и Народного комиссариата здравоохранения были утверждены положение и штаты фронтовой (окружной) военно-врачебной комиссии.
Приказом министра обороны Беларуси от 16 июня 2006 года № 444 «Об установлении дат проведения годовых праздников воинских частей тылового обеспечения центрального подчинения и транспортных войск» годовой праздник государственного учреждения «Центральная военно-врачебная комиссия Вооружённых Сил Республики Беларусь» отмечается 18 марта.
Накануне этой даты корреспондент военного информационного агентства «Ваяр» встретился с председателем ЦВВК — главным экспертом Вооружённых Сил полковником медицинской службы Олегом Слипченко, чтобы поговорить о насущных делах военной медицинской организации специального назначения.
— Олег Васильевич, на Центральную военно-врачебную комиссию возложен ряд задач по охране здоровья и социальной защите людей в погонах. Не так давно она прошла реорганизацию. Расскажите, пожалуйста, чем сейчас живет возглавляемая вами структура?
— Хочу заметить, что объем работы у нас очень большой. Ведь ЦВВК — единственная штатная военно-врачебная комиссия Вооруженных Сил. Остальные комиссии — нештатные, постоянно действующие. Они созданы в соответствии с приказами руководителей военных медицинских организаций или медицинских подразделений, соединений или воинских частей. И по вопросам военно-врачебной экспертизы они подчиняются только нам.
Часть документов, которые оформляют нештатные комиссии, в частности касающиеся увольнения с военной службы, признания годным/не годным к службе, поступает на контроль в ЦВВК. Мы рассматриваем их и утверждаем (либо не утверждаем). Центральная военно-врачебная комиссия оценивает также правильность/неправильность, обоснованность/необоснованность оформления нештатными комиссиями документов на получение страховой суммы, медицинских заключений и т. д.
Помимо этого, ЦВВК осуществляет контроль медицинского освидетельствования граждан, которые поступают в учебные заведения, на военную службу по контракту, отбираются в учебные части и т. п.
В Вооруженных Силах созданы еще две врачебно-летные комиссии — амбулаторная комиссия (на базе 223-го центра авиационной медицины ВВС и войск ПВО) и стационарная (на базе 432 ГВКМЦ). В случае принятия ими решения о негодности военнослужащего к летной службе соответствующие документы поступают на утверждение в ЦВВК.
Еще одно из направлений нашей работы — контроль деятельности комиссий, которые занимаются освидетельствованием призывников, в 72‑м гвардейском Объединенном учебном центре и на местах. В данном случае мы проверяем обоснованность отбора того или иного призывника для той или иной воинской части с учетом состояния здоровья новобранца.
После реорганизации, которая проходила в Центральной военно-врачебной комиссии в 2013–2014 годах, она функционирует в составе двух отделов (ранее было три отдела и одно отделение). Первый — отдел пополнения и комплектования учебных заведений (курирует вопросы, связанные с медицинским освидетельствованием при призыве на военную службу, поступлении в военные учебные заведения), второй — отдел экспертизы военнослужащих и военнообязанных (занимается вопросами освидетельствования военнослужащих, врачебно-летной экспертизой, отбором специалистов, экспертизой бывших военнослужащих).
Плюс ко всему ЦВВК вместе с заинтересованными сторонами осуществляет разработку нормативных документов по различным аспектам военно-врачебной (врачебно-летной) экспертизы, начиная с порядка ее проведения и заканчивая оформлением соответствующей документации, многими другими вопросами.
— Одно из ответственных и, скажем прямо, непростых направлений деятельности Центральной военно-врачебной комиссии — рассмотрение обращений граждан. Расскажите, пожалуйста, о нем подробнее.
— Как правило, в ЦВВК обращаются бывшие военнослужащие, когда в медико-реабилитационных экспертных комиссиях по установлению группы инвалидности рассматриваются их документы. Дело в том, что к диагнозу, определяющему ту или иную группу инвалидности, устанавливается причинно-следственная связь. У бывших военных МРЭК использует ту причинно-следственную связь, которую определила военно-врачебная комиссия. Наши специалисты в результате изучения соответствующей документации устанавливают, было ли связано с военной службой заболевание, которое привело к инвалидности гражданина.
Общеизвестно, что все люди в погонах перед увольнением со службы направляются на ВВК. Однако если говорить о 90‑х годах прошлого века, это правило не всегда выполнялось. Кто-то отказывался проходить военно-врачебную комиссию, кого-то не направляли. У кого-то врачи не установили причинно-следственную связь либо установили, но она не предусматривает льгот…
Вот тут-то и возникают проблемы. Во‑первых, большинство таких случаев имеет срок давности 20 и более лет. И нередко к инвалидности бывшего военнослужащего приводят возрастные изменения в организме, никоим образом не связанные с когда-то полученной травмой, заболеванием. Во‑вторых, отсутствуют документы, которые могли бы подтвердить, что травмирование произошло при исполнении обязанностей военной службы.
Чтобы установить истину, ЦВВК приходится проводить поисковую работу. Мы делаем запросы в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации в Подольске с целью выяснить, в каком медучреждении проходил курс лечения военнослужащий, в связи с чем и т. д. Когда речь идет о воинах-интернационалистах, запрашиваем сведения в Военно-медицинском музее в Санкт-Петербурге, где хранятся истории болезней, амбулаторные журналы, стационарные журналы медучреждений, действовавших в Афганистане в период нахождения там Ограниченного контингента советских войск. И лишь при обнаружении необходимых документов у нас появляются основания помочь заявителю. В противном случае он получает отказ в удовлетворении обращения. И здесь ничего не попишешь. Закон есть закон.
Хочу обратить внимание: при вынесении решения в отношении того или иного военнослужащего Центральная военно-врачебная комиссия требует предоставления подлинника документа, который станет основанием для определения причинно-следственной связи. В нем четко должно быть указано, где, когда и при каких обстоятельствах получена травма. Для людей в погонах таким документом является справка о травме или мотивированное заключение, которое оформляет специальная комиссия в воинской части. В случае необходимости гражданин может обратиться в военный комиссариат по месту жительства и с помощью его сотрудников провести работу по поиску этих документов, направив запросы в соответствующие учреждения. И только когда будут собраны все нужные официальные бумаги, следует обращаться в ЦВВК, чтобы уже предметно вести разговор.
— Очередной год в истории Центральной военно-врачебной комиссии позади. Чем он был примечателен? И каковы планы на ближайшую перспективу?
— Минувший год для нашего учреждения был довольно насыщенным (впрочем, как и годы предыдущие). ЦВВК функционировала в рамках новой оргштатной структуры. И я должен заметить, что это никоим образом не сказалось на качестве ее деятельности.
Помимо текущей работы, связанной с освидетельствованием различных категорий военнослужащих, наши сотрудники участвовали в разработке нормативных документов по проблемам военно-врачебной экспертизы. Например, были внесены изменения в основной документ, который определяет требования к состоянию здоровья граждан (это совместное постановление Минобороны и Минздрава). Они затрагивают положения, связанные с призывом на военную службу при наличии некоторых заболеваний. Специальная рабочая группа откорректировала ряд позиций с учетом современных подходов к диагностике и лечению отдельных патологий, некоторые подходы к обследованию юношей в период призыва. Кроме того, урегулированы отдельные положения, касающиеся состояния здоровья офицерского состава.
В настоящее время мы совершенствуем инструкцию по освидетельствованию летного состава и требованиям к летному составу. Данный документ уже согласован в Министерстве здравоохранения Беларуси, а сейчас проходит внутренние согласования в Минобороны.
ЦВВК работает также с Законом об альтернативной службе. Мы подали свои предложения в Положение о военно-врачебной экспертизе, которым руководствуются все силовые структуры. Они относятся к освидетельствованию граждан, которые будут призываться на альтернативную службу. Следующий этап — внесение соответствующих изменений в Инструкцию о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах. Отмечу, что порядок освидетельствования граждан для прохождения альтернативной службы будет таким же, как при призыве на военную службу. Им предстоит пройти все мероприятия призыва, проводимые военкоматами.
— О любом учреждении судят по его сотрудникам. Кому из них вы хотели бы сказать слова особой благодарности за службу (работу)?
— Коллектив у нас небольшой. И всем своим сотрудникам я признателен за их нелегкий труд. ЦВВК является одним из важных элементов в обеспечении здоровья военнослужащих, их социальной защиты, а также законности и справедливости.
Особую благодарность я хотел бы высказать полковнику медицинской службы запаса Владимиру Рыльцову — грамотному специалисту и замечательному человеку. Отмечу и врача-эксперта Светлану Найдёнову, богатый опыт которой выручает нас в сложных ситуациях. Огромное спасибо за службу начальникам двух отделов — полковникам медицинской службы Александру Горбарчуку и Александру Маркушевскому. Это уважаемые в коллективе люди, моя опора.
Добрым словом хочу вспомнить и главных специалистов, которые входят в управление ЦВВК, — главного хирурга Вооруженных Сил Сергея Бобоху и главного терапевта Вооруженных Сил Юрия Демидовича. Их помощь также очень важна.
— Что пожелаете своим подчиненным в день рождения Центральной военно-врачебной комиссии? А также тем, кто так или иначе имеет отношение к данному учреждению…
— Своим сотрудникам я желаю совершенствования в профессиональной деятельности, карьерного роста, здоровья и семейного благополучия.
Тем же, кто соприкасается с ЦВВК, желаю терпения и еще раз терпения. Ведь вопросы, которые мы рассматриваем, — довольно сложные, и решаются они не за один день. Нередко приходится работать и полгода, и год для достижения результата. Мы всегда готовы пойти навстречу человеку — и искренне радуемся, когда удается ему помочь. Для нас как для врачей это главное.
Беседовала Оксана Курбеко,
«Ваяр», kurbeko@mod.mil.by,
фото из архива
Центральной военно-врачебной комиссии Вооруженных Сил Республики Беларусь