Отрыв от взлётки. Набор высоты…
Легендарная, боевая, с богатой историей и многолетними традициями. Всё это — о 50-й смешанной авиационной базе. Здесь служат люди, жизнь которых неразрывно связана с небом, с бескрайними голубыми просторами. Эти военнослужащие — особенные, они делают работу неторопливо и размеренно. И всегда всё успевают. Чтобы узнать, чем живёт знаменитый «полтинник» ныне, наш корреспондент отправился в Мачулищи, где дислоцируется эта авиационная часть.
В тот день у лётчиков были запланированы полёты по плану боевой подготовки.
10.00. Продолжая традиции
Сразу по прибытии, как и подобает, отправляюсь к командиру авиабазы. Знакомьтесь: полковник Андрей Лукьянович, военный летчик-снайпер. Воинской частью он командует с 2012 года.
— В прошлом году наша авиационная база отметила 35‑летний юбилей. У истоков ее создания стояли замечательные люди, которые оставили след в небе Афганистана, опытные асы, которые знали цену жизни и смерти, — не без гордости пояснил в беседе Андрей Юльянович. — Сегодня без нас немыслимо существование наших Вооруженных Сил. Воинская часть выполняет широкий спектр задач, обеспечивая высокую мобильность частей и подразделений. Летные экипажи авиабазы несут боевые дежурства по противовоздушной обороне в воздушном пространстве Республики Беларусь, дежурства по поиску и спасению экипажей и людей, терпящих бедствие, осуществляют перевозку руководства страны, выполняют перевозку личного состава, боевой техники, грузов по местным, международным воздушным линиям, маршрутам зональной навигации, обеспечивают выполнение задач подразделениями сил специальных операций и оперативных командований, десантируют парашютным и посадочным способом личный состав и грузы, выполняют специальные задачи. Военнослужащие авиабазы регулярно участвуют в учениях на территории Республики Беларусь, Российской Федерации, стран — членов ОДКБ.
— Знаю, что недавно ваша авиабаза пополнилась новыми кадрами…
— В прошлом году в результате проведенных оргштатных мероприятий к нам прибыли из Пружан личный состав и авиационная техника из состава 181‑й боевой вертолетной базы. Приятно отметить, что все военнослужащие устроены и обеспечены жильем.
— На что делаете упор в работе в год боевой подготовки?
— Прежде всего — на интенсивную подготовку молодого летного и инженерно-технического состава, повышение уровня профессиональной подготовки всего личного состава.
Нет проблем и с молодыми кадрами — в прошлом году к нам прибыли 36 выпускников‑лейтенантов. Важный акцент в работе мы делаем именно на становление молодых офицеров и на преемственность поколений.
— Андрей Юльянович, а погода не внесла свои коррективы в сегодняшние полеты? Вчера весь день шел снег, сегодня плохая видимость и низкая облачность…
— Не волнуйтесь. Полеты состоятся в любую погоду. Прошедший накануне циклон «Зисси» никак не нарушил наши планы, аэродром очищен от снега и полностью готов к проведению полетов. Как ни странно прозвучит, такие погодные условия нам только на руку — пилоты должны в совершенстве владеть сложнейшей авиационной техникой. Причем в любых не только тактических, но и погодных условиях.
10.43. Кто рано встает…
Взлетно-посадочная полоса аэродрома Мачулищи. Используя снегоуборочную технику, готовят рабочую площадь аэродрома к полетам. Бетонное покрытие уже практически чистое.
Там меня встречает временно исполняющий обязанности командира батальона аэродромного и материального обеспечения майор Игорь Бобко:
— Несмотря на вчерашний обильный весенний снегопад, мы в кратчайшие сроки провели необходимый комплекс мероприятий по очистке аэродрома. Личный состав батальона приступил к работам сегодня в два часа ночи. Кроме того, у нас задействовано десять единиц техники. Это современные автомобили МАЗ с навесным оборудованием «Амкодор». Высокопроходимые и надежные машины.
Как рассказал офицер, существует несколько степеней подготовки аэродрома в зимний период при снегопадах. Сначала выполняется первичная очистка аэродрома для дежурных сил. Потом готовятся взлетно-посадочная полоса, магистральные и рулежные дорожки, места стоянок авиационной техники, места для автомобильной техники… Одним словом, делается все для того, чтобы воздушные суда могли беспрепятственно вырулить на взлетно-посадочную полосу для выполнения полетов.
11.15. Не погладишь — не полетит
На стоянке боевых вертолетов Ми‑24 идет кропотливая работа по подготовке к предстоящим полетам.
Бортовой авиационный техник капитан Юрий Нижник вряд ли вспомнит, сколько стальных птиц он уже подготовил и отправил в небо. За плечами — многолетний опыт и знания. Но все равно, как признается офицер, каждый вылет для него — ответственный и волнующий.
— Насколько сложно подготовить вертолет к вылету? — спрашиваю у Юрия Валентиновича.
— Естественно, зимой на это уходит больше времени. Необходимо очистить вертолет от снега и льда. Затем проводится осмотр целостности фюзеляжа, кабины, агрегатов. После этого воздушное судно проверяют специалисты по авиационному и радиоэлектронному оборудованию — и докладывают о готовности командиру эскадрильи.
— А для чего нужна эта машина? — показываю на работающий агрегат у вертолета.
— Это универсальный моторный подогреватель УМП‑350 на базе автомобиля ЗиЛ‑131. Предназначен для подогрева двигателей и агрегатов перед запуском, а также воздуха в кабине экипажа. По рукавам подается воздух с температурой 80–90° C. При необходимости можно отогреть и обледенелые лопасти вертолета, чем мы сейчас и занимаемся.
По словам капитана Нижника, работа на авиатехнике — процесс непрерывный и ежедневный. В служебном графике специалиста — дни предварительной подготовки, парковые дни, регламентные работы. Словом, все усилия направлены на то, чтобы винтокрылые машины всегда были в полной боевой готовности.
11.35. В небо на экзамен
Командир отряда вертолетной эскадрильи (на Ми‑24) майор Руслан Михайлов в армейском строю уже больше 20 лет. После окончания Уфимского высшего военного авиационного училища летчиков в 1998 году молодой офицер прибыл в 65‑ю транспортно-боевую вертолетную базу на должность летчика-штурмана вертолета Ми‑8. Далее летный путь Руслана Владиславовича был связан с 181‑й боевой вертолетной базой, где он прошел переподготовку на вертолет Ми‑24. С прошлого года летчик продолжает свою службу в легендарном «полтиннике».
— Сегодня выполняем полеты в две смены, весь личный состав нацелен на повышение летного мастерства. Каждый раз, поднимаясь в небо, ты сдаешь своеобразный экзамен, это всегда волнующе и ответственно. Поверьте, это нелегкий труд. Мы постоянно учимся, совершенствуемся, много времени уделяем самоподготовке. Я считаю, что летчиком нужно родиться, думаю, случайных людей в авиации нет.
— Как происходит подготовка к полетам?
— Сначала общая, затем предварительная и предполетная подготовка… Мелочей у нас не бывает: предполетный отдых, питание в столовой, обязательное прохождение медосмотра, анализ метеоусловий, выполнение полетного задания.
— А без каких качеств не стать летчиком? — интересуюсь напоследок у майора Михайлова.
— Нужно быть знающим профессию, ответственным, смелым, уметь действовать в сложных ситуациях.
12.44. Газовка покажет
Подниматься в небесные дали сегодня предстоит не только вертолетам. В небо скоро отправятся и военно-транспортные самолеты Ан‑26.
На стоянке самолетов сейчас над ними «колдуют» авиационные специалисты. Один из них — начальник технического расчета подготовки самолетов и авиационных двигателей авиационной эскадрильи капитан Александр Андросик.
— Подготовка самолета в зимний период начинается за два часа перед вылетом, летом — за полтора. Каждый из специалистов проверяет самолет по технологическим картам, затем делается соответствующее заключение в журнале подготовки самолета о готовности воздушного судна к вылету, — рассказал офицер.
Спустя несколько минут стоянку накрывает гул моторов — нет, в полет пока рано! — начали пробу двигателей. На языке авиаторов это называется газовкой. Для чего она, спросите? Как мне объяснил капитан Андросик, это контрольная проверка работоспособности силовых установок, систем и оборудования летательного аппарата.
Во время газовки проверяются и фиксируются параметры работы двигателей и систем на различных режимах, а также тестируются электрооборудование, гидросистема, система кондиционирования и другие системы.
13.00. Но разведка доложила…
В воздух поднялся вертолет Ми‑8 разведчика погоды, пилотируемый военным летчиком-снайпером, профессионалом своего дела полковником Юрием Рогачёвым. Основная его задача — определение характера погоды в районе аэродрома и на маршрутах предстоящих полетов, оценка качества работы средств обеспечения полетов, выдача рекомендаций летному составу и группе руководства полетами по особенностям выполнения предстоящей летной смены.
13.50. В полет — во всеоружии
Пришло время предполетных указаний. Отмечу, что это весьма важное, обязательное мероприятие, которое проходит перед началом полетов. Да и название говорит само за себя.
Эти указания летному составу дает командир авиационной базы, присутствуют все летчики, которым предстоит подняться в небо. На стенах класса предполетных указаний — схема местных воздушных линий Республики Беларусь, схемы воздушного движения, маршруты полетов, макет аэродрома.
Полковник Андрей Лукьянович внимательно заслушивает должностных лиц: разведчика погоды, метеоролога, старшего штурмана базы, начальника связи и РТО, руководителя полетами на аэродроме. С учетом фактических данных о погоде, прогноза погоды и уровня подготовки летчиков он дает указания летному составу и принимает решение на выполнение полетов.
Предполетные указания по времени занимают около 15 минут, после чего командир авиационной базы желает экипажам удачного полета — и те не спеша отправляются к своим самолетам и вертолетам.
14.45. Вместе с командиром
До взлета остается 15 минут. На борт Ан‑26 поднимаюсь вместе с командиром авиабазы. Полковник Лукьянович после внешнего визуального осмотра самолета направляется в кабину пилотов, экипаж занимает рабочие места. После проверки всех систем воздушного судна еще раз уточняются метеорологические условия. Спустя несколько минут запускают двигатели — и Ан‑26 медленно начинает движение в сторону взлетно-посадочной полосы.
Вот белоснежный красавец уже готов начать разбег и оторваться от земли. Десяток секунд ожидания — и самолет начинает движение по бетонному покрытию ВПП. Штурвал на себя, отрыв колес от взлетки, набор высоты… Ан‑26 уносит нас в хмурое мартовское небо.
Наш полет длился около 15 минут. А после приземления вместе с командиром авиабазы полковником Андреем Лукьяновичем… снова отправляемся на предполетные указания.
— После проведенной доразведки погоды выяснилось, что метеорологические условия улучшились. После этого все полеты прекращаются, экипажам даются новые указания о переходе на визуальные условия полетов, — поясняет офицер.
Ну а после новых предполетных указаний полеты продолжились в штатном режиме.
16.10. У природы нет плохой погоды
Для начальника метеорологической службы 50 саб майора Романа Лозового полеты — горячая пора. На рабочем месте офицера — бумажные и электронные карты, необходимая документация, различные приборы.
— Мы ведем наблюдения за метеорологическими явлениями, температурой, влажностью, нижней границей облачности, видимостью. Все это делается с целью информирования руководителя полетов о метеообстановке. Кроме этого, летный состав узнает от нас о фактическом и ожидаемом состоянии погоды в районе аэродрома и на маршрутах полетов. Своевременно предупреждаем об ухудшении метеорологических условий и угрозе опасных явлений погоды, таких как обледенение, гроза, град, шквал. Отмечу, что в переходные периоды изменения погоды происходят неожиданно, поэтому к прогнозу мы подходим более тщательно. Как видите, до этого мы летали в приборных условиях при установленном минимуме погоды, сейчас же перешли на визуальные метеоусловия, — поделился офицер-метеоролог.
Кстати, метеорологическая служба авиабазы отвечает, кроме погоды, и за… орнитологическое обеспечение полетов. Подчиненные майора Лозового следят за миграцией птиц, их полетами и перелетами. И самое главное тут — предотвратить столкновение воздушных судов с птицами.
17.12. Под контролем
Командно-диспетчерский пункт (КДП) — то место на аэродроме, где о проходящих полетах знают все. Авиаторы часто называют его «вышка» — КДП обычно располагается в высоком здании с большой площадью остекления для обеспечения максимального обзора.
Тут размещается группа руководства полетами, ее возглавляет подполковник Максим Недовесков.
И действительно: отсюда аэродром виден как на ладони — взлетка, стоянки авиационной техники, рулежные дорожки… В самом помещении КДП расположены мониторы, на которых отображается и по которым отслеживается воздушная обстановка, аппаратура, множество микрофонов.
— Должностные лица, входящие в состав группы руководства полетами, осуществляют управление полетами в соответствии с установленной методикой. Они несут персональную ответственность за безопасность полетов, — поясняет Максим Михайлович. — Управление воздушными судами осуществляется визуально, с помощью радиотехнических средств и по докладам экипажей.
* * *
По плану в тот летный день у летчиков 50 саб были и ночные полеты. Они завершились ближе к полуночи предварительным разбором выполнения летной смены, на котором командир авиабазы подвел итоги, отметил отличившихся и дал указания на последующие полеты.
Авиабаза продолжала жить своей размеренной жизнью. Я же, покидая аэродром, поймал себя на мысли: сколько же человеческого труда и усилий задействовано для того, чтобы эти воздушные суда, самолеты и вертолеты, раз за разом поднимались в небо и снова возвращались на землю!..
Подполковник Александр Политаев, «Ваяр», politaev@mod.mil.by, фото автора