В Барановичах из-за конфликта с контролерами беременную увезли в роддом, а потом забрали в СИЗО
22-летнюю Любовь Базылевич прямо из роддома забрали в изолятор временного содержания, а затем перевели в СИЗО. Ее новорожденного сына отправили в детскую больницу. Женщину обвиняют в том, что она избила контролеров в городском автобусе.
Любовь Базылевич живет с родителями и двумя маленькими детьми — двух и четырех лет — в Житковичах. В Барановичи она приехала, чтобы родить третьего ребенка: здесь живет ее гражданский муж.
«Чтобы простили ее, беременную»
17 февраля Любовь Базылевич вместе с матерью и свекровью ехала в автобусе № 16 в женскую консультацию.
— На остановке «Ледовый дворец» в автобус зашли контролеры. Одна из них проверила наши талоны и сказала, что один пробит два раза, — говорит Рада, мать Любови Базылевич. — Дочь сразу призналась, что это ее талон. Мы стали просить, чтобы ее, беременную, простили.
Но контролеры настаивали на штрафе. По словам Рады, 105 тысяч рублей у них с собой не было. Когда автобус подъехал к остановке «Улица Брестская», где женщинам надо было выходить, Любовь Базылевич направилась к дверям. Контролер преградила ей дорогу. Тогда Любовь пошла к другой двери, но там ее остановил контролер-мужчина.
— Он ее оттолкнул, и Люба упала в проход между сиденьями, — говорит Рада. — Мы ее подняли и стали стыдить контролера: как мужчина может так обращаться с женщиной, тем более беременной?
Конфликт разгорался. Рада уверяет, что мужчина оскорбительно отзывался об их цыганской нации — из-за происходящего женщины не могли контролировать свои эмоции.
— Дочка рвалась к контролеру, но я ее удерживала. Через мое плечо она все-таки ударила его по лицу, а сваха стянула с него шапку. Мы и не думали, что из-за этого возбудят уголовное дело, — говорит Рада.
По ее словам, женщина-контролер снимала происходящее на телефон с того момента, когда Рада и ее сваха кинулись защищать беременную девушку. Взвинченная Люба пыталась выхватить у нее телефон.
— Пусть бы сняла то, как контролер толкал дочь, какие слова страшные говорил, — возмущается Рада.
Узнать версию другой стороны конфликта не удалось: оба контролера отказались от комментариев. По словам следователя, они утверждают, что девушку не толкали и не оскорбляли. Получить оперативный комментарий у руководства автопарка не удалось.
«Да ведь у нее швы только сняли!»
Женщин отвезли в ГОВД, а потом на освидетельствование в наркодиспансер.
— Когда я вышла из кабинета, дочки в коридоре уже не было. Оказалось, что ей стало плохо и скорая отвезла ее в роддом, — рассказывает Рада. — Вечером я узнала, что дочке сделали экстренное кесарево.
Мать девушки говорит, что мальчик родился слабеньким, недоношенным, а уже на второй день после операции к дочери в роддом пришли сотрудники милиции и сообщили, что в отношении нее возбуждено уголовное дело по статье «Насилие либо угроза в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполняющего общественный долг». Под эту же статью попала и сваха Рады, которую поместили в ИВС, а потом в СИЗО.
Утром 24 февраля Рада собирала вещи для встречи дочки из роддома. Выписка должна была состояться в 12 часов дня.
— Но часов в 10 звонит Люба и говорит, что ее арестовывают, — рассказывает Рада. — Я все бросила, вызвала такси и быстрее в роддом. Дочку забрали в халате и в тапочках. Да ведь у нее швы только сняли!
Малыша Любови Базылевич перевели в детскую городскую больницу. Врачи говорят, что у ребенка есть патологии, проводится лечение. Когда мальчик пройдет курс, его судьбу будут решать органы опеки. Чтобы ребенок не попал в детский дом и из больницы его смогла забрать бабушка, ей нужно оформить опекунство.
— Да, дочка виновата, но она же не злостный преступник, не убийца, чтобы ее из роддома в СИЗО закрывать, с ребенком разлучать. Как он, слабенький такой, выкарабкается на искусственном вскармливании и без мамы? — переживает Рада.
«Мы поступаем в соответствии с законом»
У правоохранительных органов своя точка зрения на произошедшее.
— На видео, снятом на мобильник, видно, как женщины вели себя по отношению к контролеру, выполнявшему свои профессиональные обязанности. Такие действия пассажиров уголовно наказуемы, — говорит Святослав Бормотин, заместитель начальника Барановичского районного отдела Следственного комитета РБ. — Что касается ареста и направления в СИЗО, эта мера пресечения была избрана потому, что подозреваемая — не местная. Были основания полагать, что она может скрыться. Каких-то смягчающих обстоятельств для женщин, родивших ребенка, законодательство в данном случае не предусматривает.
Ситуации, когда безбилетные пассажиры избивают контролеров, не редкость. Против таких нарушителей возбуждаются уголовные дела. И эта история, по мнению следователей, ничем не отличается от других подобных.
— Ни девушка, ни ее родные не желают осознавать, что она совершила преступление. И то, что она была беременна, на мой взгляд, не оправдывает ее. Мало того, действия правоохранительных органов и всю эту ситуацию они воспринимают как притеснение цыган. На самом деле, мы поступаем в соответствии с законом, — пояснил Бормотин. — В прошлом году за подобное преступление было осуждено около десятка жителей нашего региона — не цыгане. Так о какой дискриминации может идти речь?
Слишком жестокая мера для менее тяжкого преступления
Правозащитник Валентин Стефанович считает, что СИЗО — слишком жестокая мера пресечения для любого человека, подозреваемого в совершении менее тяжкого преступления. Тем более для женщины, имеющей новорожденного ребенка.
— Согласно Уголовно-процессуальному кодексу, заключение под стражу применяется, если подозреваемый не является в следственные органы, есть подозрение, что он может скрыться, или не имеет постоянного места жительства в Беларуси, — пояснил Валентин Стефанович. — В данной ситуации я не вижу оснований для такой жесткой меры пресечения. На мой взгляд, ее вполне можно заменить, например, на домашний арест или подписку о невыезде.
Такого же мнения придерживается и адвокат Любови, которая направила жалобу в суд Барановичского района и г. Барановичи с просьбой учесть обстоятельства арестованной: у нее трое малолетних детей, один из которых — новорожденный, и изменить меру пресечения. Жалобу не удовлетворили. Адвокат обратилась в Брестский областной суд, который 11 марта, по ее словам, постановил освободить Любовь Базылевич из-под стражи.
Читайте также:
В Барановичах предприниматели и покупатели возвращаются на рынок