"Витебск TUT". Сергей Лукьянов: "Помню, как ловили тритонов и ужей на Московском и где их продавали"
Рубрика «Витебск TUT» — это блиц-интервью с жителями областного центра. В них они делятся мыслями о жизни в городе и рассказывают о себе. Сегодня мы общаемся с руководителем представительства TUT.BY в нашем регионе Сергеем Лукьяновым.
— Вы коренной житель города?
— Я вырос на улице Смоленской, в высотке на восьмом этаже — с видом на наш прекрасный город. Сегодня это почти центр, а во время моего детства — новый спальный район с достаточно развитой инфраструктурой.
В нашем доме располагался тогда серьезный по размерам продуктовый магазин «Прогресс». А в соседнем — не менее крутой магазин хозтоваров «Алеся». Потом «Алеся» выросла до «Европы», а «Прогресс» превратился в «Витебские продукты».
На моих глазах зарождалась рыночная экономика: рядом с магазином появились первые «предприниматели» — бабуськи. Они довольно быстро «отжали» выгодные места на мини-рынке у приезжих сельчан. Затем мы увидели первый маркетинговый ход: навесы на рынке облагородили, магазин стал гордо именоваться супермаркетом, а бабусек заменили ларьки и палатки. Позже мелкое предпринимательство вытеснила крупная торговая сеть. Это благоприятно повлияло на обустройство улицы со стороны проезжей части и подарило жителям нашего дома удобную бесплатную парковку.
Я коренной витебчанин, потому что помню: как ловили тритонов и ужей на Московском проспекте и в каких зоомагазинах их принимали; сколько стоили акцизные марки и в какие ларьки их отдавали; как тонули маршрутки возле школы № 28 и на площади Свободы. А еще я не забыл шикарный парк на площади Победы, цвет «синего дома» и первую «бегущую строку».
Я коренной витебчанин, так как знаю: по какому «Славянскому базару» ностальгирует каждый горожанин; что такое «яма», «Ювель» и «Юла»; где находились магазин «Каунас» и кинотеатр «Спартак»; кто отдыхал в «Астории», а кто — в «Колизее»; чем отличалось «Динамо» от Полоцкого и Смоленского рынков; сколько раз в неделю можно укладывать асфальт на Московском проспекте и какие волны по нему потом идут в ливень.
— В чем «фишка» Витебска, его отличие от других городов?
— В определенном шарме, некой утонченности, плавности во всем. Психологический портрет города похож на образ классического эстонца. Это эдакий красавец, у него обязательно есть русские бабушка и дедушка, что-то от евреев, он очень гордый, начитанный, опрятный, но бедный. Его все любят, но денег не дают.
Добавим к этому тысячелетнюю историю города и знаменитых на весь мир земляков, вспомним, что после войны Витебск был разрушен на 93%, но возродился, выйдем на улицы, сохранившие старую архитектуру. Тогда приходит понимание, что Витебск — удивительный, не сломленный, прекрасный, гордый и очаровательный старинный город Беларуси.
Я всегда говорю друзьям и партнерам: «Витебск — маленький Лас-Вегас». Каждый, кто считает себя белорусом, обязан не просто здесь побывать, а обязан хотеть сюда приехать.
— Чего Витебску и его жителям не хватает?
— Магдебургского права. Смелости и инициативы. Аутентичности не хватает. Понимания того, что мы имеем право быть успешными и счастливыми, что нам можно улыбаться на улицах, что мы можем создавать, внедрять, предлагать, оспаривать, искать компромиссы, принимать гостей и туристов, привлекать инвесторов… Нам можно абсолютно все, что не противоречит нормам морали и Конституции.
А так как рост благосостояния связан с бизнесом — не хватает ответственности, уважения к чужой позиции, честной игры. Абсолютно не зря учебники учат нас словам «партнер», «доверие» — это всегда было национальной чертой ведения бизнеса у белорусов. Сегодня иностранные школы учат нас нашему менталитету в бизнесе, но мы используем схемы и комбинации, не присущие нашему народу в прошлом.
Представьте, только в Витебске проживает порядка 400 тысяч человек. Наш город больше многих карликовых государств в мире! У нас великое прошлое. Многие успешные белорусы владеют известными компаниями. А мы по-прежнему ищем ответ на вопрос: «Чего нам не хватает?», хоть, обладая таким прекрасным потенциалом, давно должны думать: «Чем мы можем помочь миру?»
— Что в городе нужно поменять? И что можно улучшить без больших финансовых затрат и бумажных проволочек?
— Грустное выражение лица. Каждый может поработать над собой 10−15 минут, изменить свое отношение к происходящему — и, я вас уверяю, многое изменится уже завтра.
«Усеагульная млявасць і абыякавасць да жыцця» — вот что нам мешает. Как только мы научимся смотреть под другим углом на все — на кризис, санкции, правительство — с нами сразу начнут советоваться слуги народа, вырастет качество продукции, появится ответственность за вверенное народное имущество, пропадут идеи вроде установки памятника Александру Невскому. Вместо этого появятся, к примеру, недорогие бизнес-центры с приемлемой арендной ставкой. Их, кстати, можно отремонтировать на те деньги, которые собирают на этот памятник.
Начнем разбираться в жировках — появятся свет и чистота в подъездах. Начнем интересоваться, кто наши депутаты — пойдет обратная связь с ними. Будем работать на совесть и результат, а не за зарплату — появится достаток. Научимся забытому гостеприимству и сервису — приедут туристы.
Нам нужно вспомнить, как это — гордиться своей Родиной. Если каждый витебчанин в соцсетях пригласит приехать к нам 40−50 человек из других стран, и даже если согласится всего 1% из них — это уже порядка 150−160 тысяч человек!
В Польше есть города с населением 35−40 тысяч, и там в сезон принимают 200−300 тысяч гостей. Почти без затрат на рекламу! Чем мы хуже? Ведь приезжие сходят в наши рестораны и магазины, купят наши продукты, попарятся в наших баньках, покатаются на наших такси… И уедут с отличным настроением, расскажут о нашем городе друзьям. А мы останемся при своих в кармане и с гордостью за наш Витебск!
— Ваше любимое место в городе? И где, по-вашему, живет душа Витебска?
— Успенская гора и собор (нижняя часть). Именно там.