"В "Теории лжи" есть доля правды". Как на таможне узнают нарушителя по мимике и одежде
Когда человек прилетел в аэропорт и забирает багаж с ленты — за ним уже поздно наблюдать? «Что вы, самое время», — отвечает Юлия Кабешева и смотрит на десятки людей, недавно прилетевших рейсом из Хургады. TUT.BY пообщался с представителем таможни «Минск-2» и узнал, что визуальный профайлинг проводят не только в американских сериалах.
Найти иголку в стоге сена
Рейс из Хургады, с которого как раз сейчас выпускают пассажиров, не самый напряженный — чаще всего им летят именно отдыхающие. Люди ждут багаж, кто-то разговаривает по телефону, сообщая, что хорошо долетел, дети нетерпеливо бегают по залу. Для неподготовленного человека люди в аэропорту сливаются в однородную толпу, для сотрудника таможни их походка, поведение, количество багажа при себе — объект анализа.
Юлия Кабешева по первому образованию — историк, по второму — юрист. Вторая профессия привела на таможню «Минск-2», что в Национальном аэропорту: сначала на работу с пассажирами, потом в отдел по борьбе с контрабандой, а после и на нынешнюю должность начальника отдела анализа и управления рисками.
![](http://www.21.by/pub/news/2016/02/1456557992337554.jpg)
Потоки грузов, международных почтовых отправлений, пассажиропоток — все это нужно проанализировать, понять, где может таиться риск, и найти иголку в стоге сена.
— В советское время анализ пассажиропотока заключался только в визуальном профайлинге и контроле — стопроцентном, или выборочном. Сегодня существует выборочный профайлинг — мы досматриваем не всех пассажиров, которые пересекают границу. И, чтобы поменьше беспокоить пассажиров, необходимо переходить на новый этап проверки — выходя на рейс, нужно понимать, с кем ты имеешь дело, — рассказывает Юлия Кабешева.
Источники информации о пассажирах таможня не раскрывает, за исключением общеизвестных. Например, сведения о том, кто летит в страну, можно получить от авиакомпаний. Информация о том, как пассажиры самолетов могут прятать контрабанду, наркотики, незадекларированную валюту — из учебников, оперативных сводок, отчетах о задержаниях в других аэропортах мира и богатого личного опыта.
— Вообще анализ начинается с того момента, когда человек зарегистрировался на рейс в аэропорту отправления. Способ оплаты билета, его покупки, летит ли с человеком багаж — эти детали могут иметь значение для оценки того, кто перед нами. Когда самолет вылетает — в таможне прилета уже есть список лиц, на которых надо обратить внимание, — говорит собеседница.
В первую очередь анализируют перелет людей, которые уже где-то «засветились». Потом круг сужается. Отдельное внимание уделяется наркоопасным направлениям — Африки, Латинской Америки, Азии.
— Вообще основная задача таможни — защитить население от международных преступных групп, которые занимаются наркобизнесом, перемещают оружие, боеприпасы, холодное оружие. Но есть и люди, которые не захотели или забыли задекларировать деньги, которые перевозят, выдают партии товара за предметы личного пользования — это тоже нарушители закона.
Дьявол кроется в деталях
Двое молодых людей, взяв багаж, перед входом в зеленый коридор останавливаются, весело смотрят на сотрудниц таможни, а потом один из них машет рукой и выдает: «До свидания!».
Юлия внимательно смотрит в ответ, улыбается, кивает и рассуждает:
— Вот и пойми. Или это просто приветливость, или человек пытается отвлечь внимание — может быть и такое.
Бывает, провозя что-то запрещенное, пассажиры могут даже разыграть скандал.
— Визуальный профайлинг имеет огромную роль. По поведению пассажира еще до того, как он пройдет по зеленому коридору, можно понять, стоит ли на него обратить внимание. Однако тут ремарка: если у человека что-то болит, или он с кем-то поругался — он тоже может показаться странным, но это не означает, что он нарушитель. Если поведение человека совпадает с признаками наркокурьера — это не значит, что человек наркокурьер. Многое выясняется на опросе, а потом ты уже понимаешь, как человека будешь досматривать.
Есть множество деталей, на которые обращают внимание на таможне. Например, вот у этого человека обшарпанный чемодан — вероятно, он часто летает. А в той компании у всех одинаковые чемоданы — иногда это связано с тем, что перевозится партия товара.
Причина насторожиться часто бывает совсем простой. Скажем, если у человека при себе нетбук, которым он не умеет пользоваться — в некоторых случаях это может означать, что его снаряжали в поездку.
— Люди в странной одежде привлекают внимание сотрудника таможни?
— Они привлекают внимание и в обычной ситуации. В аэропорту может быть и такой вариант: человек в странной одежде специально послан, чтобы отвлечь внимание от неприметного человека. Часто, перемещая наркотики, человек отправляется к тому, кого в глаза не знает. И они договариваются о какой-то отличительной особенности, которой не будет у других.
— Шрамы? Татуировки? Обращаете на них внимание?
— Они являются маркером именно по лицам, которые участвовали в боевых действиях, занимались терроризмом.
Хоть в целом сериалы вроде «Теории лжи», где всю подноготную об обманщиках читают по лицам, Юлия Кабешева и считает «немного сказочными», но признает, что «доля правды там есть»:
— Бывает, человек, который обманывает, суетится, мешает осуществлять контроль, где-то доступ открывает, а где-то — препятствует. Или бросается сам: давайте я вам покажу. А бывает и наоборот: преступник может замереть, отвернуться и даже не смотреть, как проверяют его багаж. Есть и те нарушители, которые ведут себя абсолютно естественно — так что все воспринимается в совокупности. Хочу добавить, что часто волнение означает просто волнение. Волнуются при прохождении таможенного контроля все — я и сама волновалась, когда летала.
Помочь уличить пассажира в крупном преступлении — например, перевозке наркотиков в себе, может целый комплекс наблюдений.
— Некоторые наркокурьеры не могут ничего выпить, съесть, — иначе все переварится. Опять-таки: кто-то может употреблять какие-то наркотические средства. Наличие питьевой воды в сумке, каких-то специальных средств, — кратко объясняет собеседница.
Читать людей помогает интуиция
![](http://www.21.by/pub/news/2016/02/1456557992415667.jpg)
Помимо опыта и наблюдательности помогает интуиция. Юлия рассказывает, как интуиция когда-то помогла ей остановить абсолютно неприметного пассажира:
— Рейс заканчивался, все пассажиры уже вышли, осталась пара человек, которые получали визу. Рейс был «не опасный» — Вена, стандартные командировочные иностранцы. Мы уже в принципе заканчивали свою работу — готовились к тому, чтобы передать место другой смене. Напряжение, когда ты контролируешь каждый шаг, спало. По зеленому коридору шел один из последних пассажиров — не посмотрел на таможню, просто шел. Высокий, симпатичный, лысый, представительный командировочный иностранец, стандарт законопослушного гражданина. Но у меня что-то екнуло внутри и я его «завернула» уже на выходе. Обнаружили незадекларированную валюту и четыре килограмма чистого табака (по закону можно ввозить не более 250 граммов табака и не более 10 тысяч долларов без декларирования, — TUT.BY). В результате — два административных правонарушения.
— Часто сталкиваешься с тем, что сотрудники таможни общаются холодно, у них командный тон, не улыбнутся. Чем объясняется такое? Большим количеством пассажиров? Какими-то инструкциями должностными?
— У нас есть определенная этика, профессиональная манера поведения. Я не могу по-дружески разговаривать с пассажиром, не могу с ним шушукаться, хихикать. Это неприемлемо для должностного лица. Нейтральный тон, который должен настроить на исполнение требований. С одной стороны, ты должен сделать так, чтобы человек исполнил свой долг, с другой — конфликт не красит службу, и тебе неприятно, и пассажиру… Но когда я была на пассажиропотоке, я старалась сделать так, чтобы человек улыбнулся. Даже если он заплатил деньги государству за то, что перемещает лишний вес — но все равно, чтобы ушел если не с улыбкой, но без желания испортить мою карму (смеется, — TUT.BY).
Юлия может подолгу перечислять признаки и характеры людей, которые проходят мимо сотрудников таможни.
— Одежда. Если это дорогая одежда — марочная она, или рыночная. Новая или в катышках, часы — дорогие или нет. Чемоданчики, банкетки, дамские сумочки… Как человек проходит мимо: либо стремится куда-то и делает вид, что тебя не слышит, либо оглядывается по сторонам, как будто что-то ищет. А вот эта девушка, вероятно, ездила в гости к парню за границу и он ей накупил там всякой косметики, а этот молодой человек с костюмчиком в чехле и небольшим чемоданчиком едет куда-то заключать договор.
Умение «читать» людей переносится и на обычную жизнь.
— Когда работала на сплошном пассажиропотоке, стала замечать. Едешь утром в метро, сидишь, о чем-то задумавшись — и ловишь себя на том, что автоматически даешь человеку краткую характеристику. Куда едет. На работу, или куда-то так. Работает кем: офисный работник или рабочий. Женат-не женат, есть дети или нет.
Собеседница говорит, что в личной жизни приходилось слышать упреки по поводу умения анализировать и догадываться.
Напоследок Юлия Кабешева рассказывает: самое сложно в ее работе — очень большая ответственность. Вспоминает свое волнение и одну яркую эмоцию первого дня самостоятельной работы на таможенном контроле:
— Я впервые сама проверяла документы. Человек протягивал мне паспорт, а у него дрожала рука. Это была очень неприятная минута. Мне было сложно привыкнуть к тому, что я не просто Юля, а должностное лицо и что это нормально, когда у человека дрожит рука. Себя нужно было вписать в эти рамки, в новый образ…