Як‑130: мал, да удал

Источник материала:  

Недавно лётчики единственной в Беларуси учебно-боевой авиационной эскадрильи на самолётах Як‑130 провели практические пуски управляемых ракет малой дальности класса «воздух — воздух». Для авиации нашей страны это событие стало поистине знаковым — ранее подобный комплекс ракет устанавливали только на истребителях МиГ‑29. Во время боевой учёбы авиаторов наш корреспондент побывал на военном аэродроме 116‑й гвардейской штурмовой авиационной базы, в состав которой и входит вышеупомянутая авиационная эскадрилья.


Рев реактивных двигателей крылатых машин в момент отрыва шасси от земли просто запредельный — 150 децибел! Вот поэтому мы с легкостью можем узнать, что в небе летит самолет, даже на расстоянии в несколько тысяч метров от земли.

Первым же самолетом, который поднялся в белорусское небо в день проведения плановых полетов в 116 гв. шаб, стал учебно-тренировочный самолет Л‑39. Как пояснил мне на командно-диспетчерском пункте начальник метеорологической службы гвардии майор Андрей Лукашевич, этот самолет является разведчиком погоды.


— После теоретических расчетов всех специалистов нашей метеорологической службы в воздух поднимается один борт,  — пояснил Андрей Иосифович.  — Его задача — подтвердить данные, полученные нами. В фокусе внимания экипажа разведчика погоды — наличие облаков на высотах, их нижняя и верхняя граница, а также скорость и направление ветра.

Стоит подчеркнуть, что важное место в организации полетов занимает работа группы руководителя полетов. В ее составе всего несколько офицеров, но они отвечают за все происходящее как на земле, так и в небе.


— Сегодня проводятся плановые полеты трех типов самолетов, — рассказал мне во время минутного перерыва руководитель полетов гвардии подполковник Владислав Мирошниченко. — Пилоты учебно-тренировочных самолетов Л‑39 выполняют полет по маршруту, экипажи штурмовиков Су‑25 — перехват условного противника, а летчики, которые управляют учебно-боевыми самолетами Як‑130, проводят пуски управляемых ракет малой дальности класса «воздух — воздух».


Нельзя не отметить, что в тот день было значительно теплее установленной нормы. Порой даже светило яркое зимне-весеннее солнышко. Однако бывали и такие минуты, когда небесное светило закрывали налетевшие из-за горизонта тучки. И тогда весь аэродром засыпала белая пелена снега…

Но больших неудобств для организации и проведения полетов это не создало. Летная смена длится семь часов. И все это время в воздухе над военным аэродромом Лида витает атмосфера особой важности, так сказать, повышенной ответственности. Наверное, это чувство испытывают все — начиная от повара в столовой и специалиста авиационного топливозаправщика и заканчивая техником и самим пилотом самолета… Признаюсь, что часть волнения и чувство ответственности за все происходящее передались и мне.


Однако все мои сомнения развеял командир учебно-боевой авиационной эскадрильи на Як‑130 гвардии подполковник Олег Олейник. С этим опытным офицером-авиатором я встретился возле места стоянки самолетов его эскадрильи. Олег Олегович также признался, почему большинство авиаторов обходят стороной журналистов до момента выполнения ими полетного задания.


— Все дело в том, что после проведения предполетных указаний пилот все свободное до вылета время думает о предстоящем полете, — пояснил гвардии подполковник Олейник. — Каждую минуту, каждую секунду в его голове лишь схема полета, полетное задание. Сегодняшние полеты занимают отдельное место в истории авиации Беларуси. Ведь никому из офицеров‑авиаторов нашей страны еще не приходилось совершать практические пуски управляемых ракет малой дальности класса «воздух — воздух» с учебно-боевых самолетов Як‑130.

Подчеркну, что за время общения мой собеседник не отводил взгляда от новеньких Як‑130. И это неслучайно: в тот день в одной из крылатых машин предстояло быть и ему.


— Возможности оборудования Як‑130 позволяют адаптировать его для обучения пилотов практически на все типы боевых самолетов, — рассказал Олег Олегович, — а заложенные боевые характеристики позволяют использовать самолет и в качестве истребителя.

Для тех, кто не знает, поясню: Як‑130 — первый в мире учебно-боевой самолет, летно-технические характеристики которого аналогичны боевым самолетам пятого поколения в режиме дозвукового полета.


Как рассказал гвардии подполковник Олег Олейник, пуски управляемых ракет — это всего лишь отдельный элемент изучения боевых возможностей новой авиационной техники. Так, несколько месяцев назад личным составом его эскадрильи было отработано применение высокоточного оружия — корректируемых авиационных бомб

КАБ-500Кр. Успешно освоили белорусские пилоты и остальное штатное вооружение нового самолета. В копилке наших авиаторов — пуски неуправляемых авиационных ракет разного калибра, авиационных бомб калибра 250 и 500 кг, а также стрельба из авиационной пушки ГШ‑23Л.


— В нашей авиационной базе все пилоты — штурмовики. Это значит, что раньше мы отрабатывали вопросы уничтожения условного противника, находящегося на земле. Сегодня же нам впервые предстоит «работать» по воздушным целям, — уточнил командир учебно-боевой авиационной эскадрильи на Як‑130. — В качестве целей выступают термостойкие светящиеся авиационные бомбы САБ‑250Т, которые в рамках полетов будут сбрасывать наши коллеги из 61‑й истребительной авиационной базы.

Согласно полетному заданию, уничтожение воздушных целей происходит на расстоянии от пяти до пятнадцати километров. При этом за всеми действиями пилота и штурмана в режиме реального времени осуществляется радиолокационный контроль…

…Первая летная смена пилотов заняла свои места в кабине учебно-тренировочных самолетов Як‑130. Это самые опытные офицеры: начальник отдела управления авиации командования ВВС и войск ПВО полковник Николай Дрыжко, заместитель командира 116‑й гвардейской штурмовой авиационной базы гвардии полковник Александр Федоренко, штурман авиабазы гвардии подполковник Алексей Ярошук и заместитель командира учебно-боевой эскадрильи 116 гв. шаб гвардии майор Илья Моисеенко.

На протяжении двух месяцев наши соотечественники проходили теоретическое обучение на базе Центра организации подготовки авиационного персонала в подмосковном городе Жуковском. А в июне прошлого года белорусские летчики под руководством именитых российских коллег планомерно осваивали этот самолет, но уже в родном небе.

И вот стальная птица катится по взлетно-посадочной полосе военного аэродрома. Еще мгновение — и самолет отрывается от земли, проходит еще пару секунд — и Як‑130 уже потерялся в белорусском небе. А следом за ним впились в облака и остальные три самолета.

Летчики провели в небе около часа. Поставленная задача — отработка пуска управляемых ракет малой дальности класса «воздух — воздух» — была выполнена.

После приземления первого Як‑130 спешу к крылатой птице. Стоит подчеркнуть, что пилотов на месте стоянки самолета встречал весь инженерно-авиационный персонал части.

— Как впечатления? — спрашиваю у приземлившегося экипажа.

— Супер! — не скрывая своих эмоций, делится заместитель командира учебно-боевой авиационной эскадрильи 116 гв. шаб гвардии майор Илья Моисеенко. — Конечно, пуски по наземным целям более красочные, ведь я вижу результат. Здесь же все иначе. Но мне повезло, на секунду я посмотрел на ракету во время пуска и успел запомнить, как она «стартует». При этом самолет плавно качнуло в сторону. В моей практике это первые пуски ракет такого класса. Могу сказать, что они навсегда останутся в моей памяти.

После выполнения полета поделился впечатлениями и командир первой в Беларуси учебно-боевой авиационной эскадрильи на самолетах Як‑130 гвардии подполковник Олег Олейник:

— Подводя предварительные итоги работы офицеров в воздухе, смело могу сказать, что личный состав нашей эскадрильи на деле убедился в том, что самолет в полной мере соответствует всем заявленным техническим характеристикам. Теперь нам остается только совершенствовать свои навыки в управлении самолетом, а также передавать уже свой, белорусский опыт и остальным офицерам нашей базы.

* * *

…Покидал я авиационную базу в тот день в приподнятом настроении. А как иначе? Ведь наши белорусские летчики шаг за шагом не перестают успешно осваивать современную технику. А значит, жителям нашей страны и дальше можно спать спокойно! Спасибо за это военным авиаторам!

Старший лейтенант Игорь Деменков,

«Ваяр»,

demenkov@mod.mil.by, фото автора

 

←В вихре офицерского бала…

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика