Не вмешается президент — количество бумаг в школе не уменьшится
Министерство образования Беларуси снова выступает за снижение документооборота в школах. Вице-премьер поддерживает дебюрократизацию, но количество бумаг, которые вынуждены заполнять учителя, от этого не уменьшается.
Фото: sb.by
Одним из путей снижения документооборота в учреждениях общего среднего образования может стать внедрение инструментов «Электронной школы». Такое мнение высказал на заседании итоговой коллегии Министерства образования руководитель ведомства Михаил Журавков, пишет БЕЛТА.
Однако Беларусь находится в самом начале пути по созданию «Электронной школы» — только в 198 учреждениях (около 7%) используется электронный дневник или электронный журнал и лишь в 81 учреждении (менее 3%) внедрена карта учащегося, которая используется в большинстве случаев лишь для пропускного режима.
«Мы предприняли ряд мер, направленных на сокращение документооборота в школах и гимназиях. И в первую очередь установили исчерпывающий перечень документов, которые необходимо вести отдельным учителям и классным руководителям», — сказал Журавков.
Учитель должен заполнять журнал, дневники и планы, классный руководитель — делать социально-педагогическую характеристику класса и план воспитательной работы. Дополняться этот список может только документами, которые касаются непосредственно учебного процесса.
Министр отметил, что ведомство неоднократно обращало внимание руководителей учреждений образования на недопустимость привлечения учителей к сбору и обработке статистической информации, подготовке отчетов:
«Данная работа должна выполняться непосредственно членами администрации. Однако вопрос окончательно так и не решен. А ведь всем представителям руководящих органов доведена информация о необходимости освобождения учителей от выполнения несвойственных функций».
Вице-премьер Наталья Кочанова привела на коллегии пример: «Одно из районных управлений образования столицы направило в учреждения образования письмо с информацией о задолженности граждан по оплате за жилищно-коммунальные услуги. Педагогам предлагается в рамках «всеобуча» обследовать условия проживания несовершеннолетних и провести разъяснительную работу с родителями о необходимости погашения задолженности по оплате за услуги жилищно-коммунального хозяйства. Скажите, как это понимать? Допустим, что дети в таких семьях могут находиться в социально опасном положении. Спасибо за этот сигнал. Но разъяснительной работой должны заниматься не педагоги, а те, кто обязан это делать! Не надо доводить ситуацию до абсурда!»
При этом Наталья Кочанова отметила, что на уровне правительства приняты все меры в части освобождения педагогов от выполнения несвойственных им функций, поставлена задача перед Министерством образования сделать всё, чтобы педагоги занимались только своими непосредственными обязанностями.
Репетитор физики и математики Евгений Ливянт считает дебюрократизацию одной из самых насущных задач для системы образования Беларуси задач. Но при этом он уверен, что пока не появится указ президента на этот счет, ничего не изменится.
«Министерство образования не имеет полномочий уменьшить бумагопоток со стороны местных властей. А будет указ президента — все изменится в одночасье», — сказал Евгений Ливянт.
Елена СПАСЮК