Боевые награды Афганистана
Буквально через год после ввода советских войск в Афганистан, когда соединения и части 40-й армии вместе с правительственными войсками уже полностью втянулись в полномасштабные боевые действия с моджахедами, перед афганским военно-политическим руководством встал вопрос, каким образом осуществлять поощрение наиболее отличившихся в боях военнослужащих и можно ли использовать прежние награды, которые имелись в старой шахской армии, или разработать новые?» Пропагандистский аппарат ЦК Народно-Демократической партии Афганистана в своем стремлении поднять среди населения страны общий престиж вооруженных сил, помимо введения нового революционного праздника — Дня армии Афганистана, предложил Бабраку Кармалю утвердить новые государственные награды для героизации военнослужащих и воинских частей афганской армии по образцу и подобию братской Советской Армии.
В целях высшего отличия граждан ДРА, совершивших героические подвиги во имя защиты завоеваний Апрельской революции, указом Президиума Революционного Совета Демократической Республики Афганистан № 114 от 9 августа 1986 года были учреждены звание Героя ДРА и медаль «Золотая Звезда». Герою ДРА вручались высшая награда — орден Саурской революции и знак особого отличия — медаль «Золотая Звезда», грамота Президиума Революционного Совета ДРА, книжка Героя, денежная премия в размере 15 тысяч афгани.
После принятия 30 ноября 1987 года новой афганской Конституции изменилась государственная символика, а также внешний облик орденов «Солнце Свободы», «За Храбрость» и «Звезда». При президенте Наджибулле вместо ордена Саурской революции героев Республики Афганистан начали награждать орденом «Солнце Свободы», который стал считаться высшим орденом республики.
В числе первых звания Героя ДРА были удостоены военный летчик капитан Шер Замин Иргаш, которому была вручена медаль «Золотая Звезда» под № 1, генерал-лейтенант Фаиз Мухаммад и генерал-майор Ахмадуддин (посмертно). Геройских званий были также удостоены старшие лейтенанты Саид Хабиб и Мухаммад Джума из царандоя.
Два афганских офицера были удостоены звания «Герой ДРА» дважды, в частности, военный летчик, бригадный генерал Мохаммед Барат, который после падения режима Наджибуллы продолжил военную службу в авиации, но уже у президента Б. Раббани. По имеющимся сведениям, за весь период нахождения у власти Кармаля и Наджибуллы звание Героя ДРА было присвоено 15 афганским военнослужащим.
Афганским орденом «Красное Знамя», незадолго до начала вывода советских войск из Афганистана в апреле 1988 года, была награждена 70-я гвардейская мотострелковая бригада, которая дислоцировалась в Кандагаре, одновременно ей же было вручено афганское памятное Красное знамя.
Государственные награды для Афганистана изготавливались на Ленинградском монетном дворе и частично в Москве. Многие афганские государственные награды, учрежденные в 1980 году, внешне были похожи и имели одинаковые названия с отдельными советскими орденами и медалями: «Красное Знамя ДРА», «Звезда», «Слава», «Дружба народов», медаль «За отвагу». Иногда изготовление афганских наград в Советском Союзе затягивалось по срокам, поэтому обычно награждения военнослужащих проводились исходя из наличия орденов и медалей в Кабуле.
После свержения режима талибов по причине отсутствия собственных государственных наград администрация президента Х. Карзая использовала некоторые ордена периода правления Наджибуллы. В числе первых иностранных военнослужащих, награжденных Карзаем, фигурировали преимущественно военнослужащие международных сил содействия безопасности Афганистана (ISAF), которым вручался орден «За храбрость» образца 1987 года (в гербе Афганистана отсутствовала звезда), как две капли воды схожий с советской «Красной Звездой». В 2005 году при Х. Карзае были учреждены три новые награды Афганистана — орден Ахмад Шах Масуда, медали «Бойцам сопротивления» и «Почетный учитель».
Каким образом отразилась практика награждения афганскими наградами на моральном духе советских военнослужащих? Как сам факт вручения советскому солдату или офицеру афганской награды повлиял на формирование в его сознании глубокой убежденности в том, что воевал он в Афганистане за правое дело, добросовестно выполнял в этой стране свой интернациональный и воинский долг? Ответ на этот вопрос наверняка будет положительным.
Награждение наиболее отличившихся воинов 40-й общевойсковой армии афганскими наградами определенно сыграло важную роль в общей системе политической работы по укреплению советско-афганского боевого содружества. Кадровиками 40-й общевойсковой армии за время пребывания в Афганистане была отработана система регулярного внесения высшему афганскому руководству официальных представлений о награждении советских военнослужащих афганскими наградами и порядок вручения этих наград от имени Президиума Революционного Совета ДРА (с 1987 года — от имени президента). Многие воины-интернационалисты до сих пор с теплом вспоминают о награждении их в 1987–1989 годах афганскими медалями «10 лет Саурской революции» и «От благодарного афганского народа». Конечно, не из-за наград воевали советские военнослужащие в Афганистане.
В 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии ВДВ было организовано тесное взаимодействие командования и политического отдела с государственной властью в сфере пропагандистской работы, направленной на поднятие престижа и значимости афганских государственных наград среди советских военнослужащих. Витебские десантники всегда служили для высшего военно-политического руководства Афганистана и афганских военнослужащих наглядным примером боевой выучки и профессионализма, мужества и героизма. Регулярное награждение воинов 103-й гвардейской дивизии афганскими орденами и медалями являлось для афганского руководства ответным знаком благодарности советским воинам за огромную помощь в укреплении обороноспособности Афганистана.
В свое время мне довелось изучить в Витебске достаточно большое число списков личного состава, представляемого к награждению, наградных материалов, оформленных на военнослужащих 103-й гвардейской дивизии в период с 1983 по 1988 год. Изученные документы позволили достаточно объективно проанализировать степень эффективности политической работы, проводимой командованием и политотделом 103 гв. вдд по укреплению боевого содружества. Сегодня можно с достаточной степенью уверенности вести разговор об использовании афганской наградной системы как действенного инструмента в общей системе политической работы.
Награждение советских военнослужащих афганскими государственными наградами осуществлялось в связи с государственными и революционными праздниками, по итогам совместных войсковых операций, других боевых задач (проводка автомобильных колонн, разминирование и восстановление дорог, мостов, ремонт вооружения и военной техники афганцев).
Сегодня подтверждено документально, что за период 1983–1988 годов было издано 15 указов Президиума Революционного Совета ДРА и президента Республики Афганистан, в соответствии с которыми афганскими орденами и медалями было награждено более 430 военнослужащих 103-й гвардейской дивизии. Однако общая картина с награждением советских военнослужащих афганскими наградами по некоторым годам является далеко неполной и не выглядит вполне «прозрачной»: к сожалению, многие представления не были реализованы. За весь 1983 год афганских наград был удостоен 61 военнослужащий 103-й гвардейской дивизии, хотя только в августе месяце к награждению представлялось 180 человек. В декабре 1983 года к награждению было представлено дополнительно еще более 60 человек, в их числе 31 офицер; в 1984 году — 65 военнослужащих. В их числе — за участие в Панджшерской операции 37 наиболее отличившихся офицеров, сержантов и солдат. Судьба этих представлений до сих пор остается неизвестной хотя бы по той причине, что не были обнаружены документы с отметками о вручении наград по двум отдельным указам 1983–1984 годов. Хотелось бы надеяться, что заслуженные награды были позднее вручены этим людям в военных комиссариатах по месту их призыва или после прибытии офицеров-заменщиков к своим новым местам службы.
Какие основные тенденции в функционировании афганской наградной системы можно проследить, исходя прежде всего из анализа изученных наградных материалов по 103-й гвардейской дивизии? Дело в том, что в отношении других боевых соединений 40-й армии эти тенденции могут быть и нехарактерными.
Во-первых, явно прослеживается ежегодный рост числа правительственных указов о награждении советских военнослужащих. Если в 1983 году состоялось всего одно награждение военнослужащих 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии афганскими наградами, то в 1986–1987 годах в дивизии уже производилось по три-четыре награждения ежегодно. А ведь самое тяжелое время, исходя из числа потерь (418 человек, в том числе 47 офицеров), пришлось на 1983–1985 годы. В 1988 году было издано шесть указов президента Республики Афганистан М. Наджибуллы о награждении наиболее отличившихся воинов 103-й гвардейской дивизии. Можно ли было найти еще одно такое соединение в Афганистане? Афганское политическое руководство, издавая указы о награждении советских военнослужащих, прежде всего десантников, тем самым стремилось официально всенародно засвидетельствовать свою признательность Советскому Союзу за оказание военной помощи в борьбе с мятежниками, одновременно добиваясь тем самым продления сроков пребывания советских войск в Афганистане.
Во-вторых, во всех указах о награждении советских военнослужащих постоянно применялась стандартная формулировка: «За заслуги в развитии дружбы между народами Афганистана и Советского Союза, оказании помощи в укреплении нового демократического строя». Наверное, тем самым официальный Кабул стремился показать афганскому населению, что государственная власть пользуется огромной поддержкой со стороны Советского Союза и его Вооруженных Сил. И это — надолго.
В-третьих, осенью 1988 года одним указом президента Афганистана были награждены орденом «Дружба народов» 24 военнослужащих 103-й гвардейской дивизии. Самостоятельные боевые действия советских войск в Афганистане уже были практически свернуты, поэтому государственная власть должна была засвидетельствовать свою признательность воинам дивизии за оказание помощи в проводке афганских колонн с продовольствием в Кабул, ремонте и восстановлении военной и другой техники, скопившейся в афганских частях.
В-четвертых, начиная с 1986 года советские военнослужащие стали регулярно награждаться афганской медалью «За хорошую охрану границ». До этого имели место лишь единичные случаи. Причина заключалась в том, что боевая деятельность большинства соединений (103 гв. вдд, 108 мсд, 66 омсбр) и отрядов специального назначения 40-й армии с 1986 года направлялась на недопущение прорыва на афганскую территорию новых бандформирований и проводки караванов с оружием и боеприпасами из Пакистана.
В-пятых, с 1988 года значительно увеличилось число сержантов и солдат дивизии, награждаемых афганскими орденами. В специальном указе президента Республики Афганистан от 14 декабря 1988 года № 1059 «О награждении 58 советских военнослужащих» 32 сержанта и солдата 103-й гвардейской дивизии были награждены орденом «Звезда» II степени.
Анализ изученного наградного материала по 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии за 1983–1988 годы позволяет утверждать, что наибольшее число награждений военнослужащих дивизии было осуществлено орденами «Звезда» II и III степени (116 военнослужащих), «Красное Знамя» (80), «За храбрость» (60) и медалью «За отвагу» (119 человек). Приведенные цифры являются наглядным подтверждением того, что 103-я гвардейская воздушно-десантная дивизия постоянно привлекалась для выполнения наиболее сложных и ответственных задач, поставленных командованием 40-й армии, не только в установленной зоне ответственности, но и на всей территории Афганистана. Этим самым воины дивизии снискали себе не только уважение среди военнослужащих афганской армии и местного населения, но и официальное признание своих боевых заслуг в глазах высшего военно-политического руководства Афганистана. Все это в полной мере относится и к другим соединениям 40-й армии, которые с честью выполняли боевые задачи в других, не менее сложных регионах Афганистана.
В Беларуси проживает немало воинов-интернационалистов, награжденных, помимо советских, афганскими орденами и медалями: генерал-полковник П. Г. Чаус, генерал-лейтенанты А. А. Пономарёв, В. С. Королёв, полковники Ю. Н. Эполетов, В. И. Шоков, В. А. Бужан, В. В. Авласенко.
В экспозиции Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, посвященной воинам-интернационалистам, имеется выставочный стенд с медалями и памятными знаками, которые были переданы в 2014 году в дар музею от Минской городской организации ветеранов войны в Афганистане «Память», возглавляемой полковником в отставке Владимиром Шоковым. Он сумел собрать уникальную коллекцию советских и иностранных наград, различных знаков воинской доблести, в которой афганские ордена и медали занимают, пожалуй, самое важное место.
По давно сложившейся традиции на Острове Мужества и Скорби 15 февраля собираются воины-интернационалисты не только из Минска, но и из других городов страны. В течение всего года они ждут этот знаменательный день, когда смогут встретиться со своими однополчанами. После третьего тоста — «За погибших!» — они непременно вспоминают об ушедших боевых товарищах, о наградах не только своей Родины, но и Афганистана, навсегда ставшего для них родным.
Михаил Поваляев, заведующий отделом истории послевоенных вооруженных конфликтов Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, фото из архива БГМИВОВ