«Профессия, которую люблю!»

Источник материала:  

Для заместителя командира 61‑й истребительной авиационной базы по безопасности полётов подполковника Николая Широкого служба в авиации — не просто ратный труд, это его жизнь. Один раз сев в кабину самолёта, он навсегда полюбил свою профессию…

Дорога в небо

Детство Николая Евгеньевича прошло в деревне Дубовцы Гродненской области. Недалеко от нее был аэродром. Деревенские мальчишки часто затаив дыхание наблюдали за взлетающими самолетами, восхищались мастерством военных летчиков. Николай мечтал сесть за штурвал крылатой машины. Поэтому вместе с друзьями посещал школу юных летчиков, где совершил первый прыжок с парашютом.

Окончив среднюю школу, парень поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков имени дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца. Там осуществилась его детская мечта.

— Я был уже на втором курсе. Полеты проходили на аэродроме Великая Круча в Киевской области, — вспоминает подполковник Николай Широкий. — Погода была облачной. Моим летчиком-инструктором был старший лейтенант Владимир Бойков. Под его руководством я поднял в небо самолет Л‑39. Впервые в жизни такие далекие белые облака были столь близко. Мне казалось, что их можно потрогать руками. Меня переполняло чувство безграничного счастья: я сам управлял крылатой машиной!


После окончания училища службу лейтенант Широкий начал в 206‑й штурмовой авиационной базе.Затем был перевод в 61‑ю истребительную авиационную базу, где Николай Евгеньевич начал летать на легендарном истребителе МиГ‑29. Через некоторое время командование направило военнослужащего учиться в Военно-воздушную академию имени Юрия Гагарина. Окончив ее, офицер вернулся в родную воинскую часть на должность командира авиационной эскадрильи. Затем была служба заместителем командира 61 иаб по идеологической работе. В данный момент он проходит службу в должности заместителя командира 61 иаб по безопасности полетов.

Кому покоряется небо?

Подполковник Николай Широкий рассказал, что среди летного состава авиабазы ценятся те военнослужащие, которые стремятся повысить свой профессиональный уровень, имеют хорошую физическую форму, помогают друг другу в трудную минуту, а также обладают тонким юмором.

Ежедневно военные летчики готовятся к полетам. Они повторяют теорию по аэродинамике, устройство авиационной техники, проходят контроль готовности к вылету, тренажи в кабинах самолетов и на тренажере.

В дни полетов военнослужащие проводят на аэродроме от 10 до 12 часов. В течение этого времени летчик делает два-три вылета, продолжительность каждого — около часа.

— Это достаточно сложный процесс, — отметил в беседе подполковник Широкий. — По возвращении летчика проводится анализ его полета, а потом он готовится к следующему. Таких летных смен может быть несколько. Кроме этого, руководящему составу нужно выполнять еще и служебные обязанности по занимаемой должности.

Но при любых жизненных и служебных обстоятельствах военные летчики должны быть готовы оперативно поднять в небо стальную птицу и выполнить поставленную задачу.

Наедине с собой

Перед тем как сесть в кабину истребителя, офицер осматривает самолет. Здоровается со стальной птицей, поглаживая ее по фюзеляжу, пилонам, крыльям, шасси… После этого выруливает на самолете со стоянки на взлетно-посадочную полосу и, набрав скорость, взлетает в небо.

— О чем думаю во время полета? На первом месте — выполнение полетного задания, полная концентрация внимания, холодный расчет и мысли о режимах полета. Бывает, задумываешься о красоте аэродрома, города, полей, лесов. Каждый раз они такие разные…  — пояснил Николай Евгеньевич.

Военный летчик должен наперед просчитывать возможные действия крылатой машины. Военнослужащие, летающие на учебно-боевых самолетах, всегда обращаются друг к другу по имени, а к старшим товарищам — только по имени и отчеству. Так издавна у них повелось. А по возвращении обязательно благодарят авиационных техников за хорошую подготовку самолета.

Их всегда ждут дома!

Рабочий день окончен. Покорители неба возвращаются к семьям. Подполковника Николая Широкого дома встречают жена Евгения Валерьевна и дочь Анастасия. Супруга работает инженером-программистом и администратором баз данных отдела информационных технологий в Барановичском государственном университете, а Настя учится в Белорусском государственном экономическом университете.

Супруга военного летчика всегда в трудную минуту поддерживает мужа, но самое главное — умеет ждать.

Евгения Валерьевна рассказала, что когда Николай Евгеньевич на полетах, то всегда переживает за него. Если муж уходит «в ночную смену», она не может уснуть: готовит еду, смотрит телевизор, занимается любыми домашними делами, кроме влажной уборки квартиры…

— Эту традицию мне передали жены военных летчиков авиабазы. Мы все очень дружим, — поделилась Евгения. — Нас сближают общие интересы и схожие проблемы… Когда мужчины на полетах, то всегда думаем только о хорошем. После приземления Николай звонит мне с аэродрома. В тот момент я очень счастлива!

У семьи Широких есть давняя традиция: когда Николай Евгеньевич возвращается с полетов, они на кухне пьют чай и обсуждают прошедший день.

— Мне повезло, супруг непривередлив в еде, — с улыбкой призналась Евгения Валерьевна. — Может, потому что готовлю блюда с любовью. Особенно он любит борщ со шкварками и чесночком, картофельную бабку, блинчики…

Свободное время семья проводит вместе. Самые желанные и веселые праздники — Новый год, дни рождения, День Победы, День защитников Отечества, День женщин, годовщина образования 61 иаб и День авиации.

— Собираемся семьями, общаемся, устраиваем пикники, — рассказала супруга военного летчика. — Однако отмечаем эти праздники только тогда, когда наши воины не находятся в командировке, на учении или дежурстве. От всех жен желаю военнослужащим удачи, веры в себя, гармонии в душе, чтобы с ними всегда был ангел-хранитель. Пусть помнят, что их дома ждут!

* * *

Узнав, как живут авиаторы в погонах, я понял, что служба их полна не только романтики, но и риска. В конце беседы подполковник Николай Широкий признался, что ему сложно однозначно ответить, что в его жизни значит авиация. Об этом он может говорить долго. Однако было ясно то, что он надел голубые погоны потому, что хотел исполнить свою давнюю мечту, ставшую делом всей его жизни.

Старший лейтенант Александр Гончаров, «Ваяр»,

goncharov@mod.mil.by,

фото

Владимира Блинова

←ДОСААФ на службе государству

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика