В Бресте мать с 6-летним сыном выселили из квартиры без предоставления жилья
Три года Любовь со своим малолетним сыном проживала в квартире бывшего мужа, умершего в 2011 году. А в 2014 году начались судебные тяжбы с сестрой мужа, которая решила на правах собственницы выселить из квартиры и Любовь, и ее сына (своего племянника).
Из квартиры вон
За несколько дней до Нового года на одной из улиц Бреста возле многоквартирного дома разыгралась драма. Судебные исполнители в сопровождении сотрудников милиции пришли выселять из квартиры женщину с ребенком. За выселенцев вступились многие жильцы. Они активно кричали, что все это несправедливо. Но на руках у исполнителей был документ с указанием решения суда о выселении Любови и ее сына из квартиры без предоставления жилья. Сама же Любовь говорит, что о выселении не знала, ей об этом сообщили по телефону за сутки до назначенного часа. Потом выяснилось, что раньше приходило извещение. Однако в нем был указан иной адрес: соседний дом с номером квартиры, которой там не существует.
— Я получила это извещение, но понятия не имела, что это все-таки относится ко мне! Да, имя было написано мое, но адрес был указан другой, — говорит Любовь.
Квартира, из-за которой начался сыр-бор, принадлежала ранее бабушке мужа Любови. Сначала пожилая женщина написала завещание, по которому квартира должна была достаться правнуку — шестилетнему сыну Любови Сергею. Но якобы незадолго до смерти завещание было переписано в пользу сестры мужа Ларисы. Об этом Любовь узнала уже в суде.
— Я бы позволила Любови и ее сыну жить в этой квартире, если бы они изначально самовольно туда не вселились, а хотя бы спросили предварительно разрешения, — высказала свое мнение Лариса.
У Любови свой взгляд:
— Она по наследству получила еще одну квартиру, прописала там дочь, а сама живет за границей. Теперь хочет заполучить еще и эту квартиру и выселяет из нее собственного племянника, — говорит женщина.
Буква закона
В этой истории, как и во многих других, многое скрыто от глаз посторонних. Когда родственники становятся врагами и начинают высказывать друг другу претензии, никто доподлинно не знает, кто прав, кто виноват. В споре о квадратных метрах суд расставил все точки над i. В квартире с самого рождения был прописан сын Любови.
«Я понимаю, что можно выселить из квартиры меня. Но в ней был прописан ребенок, который приходится родственником собственнице. Я не понимаю, как можно выселить дитя?» — возмущается Любовь.
Однако в решении суда говорится что ни Любовь, ни ее сын не имеют доли в праве собственности на квартиру, не являются членами семьи собственницы, и указано, что между ответчиком и собственником жилья не имеется соглашения о вселении или о признании членами семьи. Статья 95 Жилищного кодекса РБ гласит: «Бывшие члены семьи собственника жилого помещения, другие граждане, имеющие право владения и пользования жилым помещением и не имеющие доли в праве общей собственности на это жилое помещение, подлежат выселению из него по требованию собственника жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если иное не установлено Брачным договором или письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением». Эту статью подкрепляет ст. 85 Жилищного кодекса: «Подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения по требованию собственника жилого помещения или других заинтересованных лиц совершеннолетние члены, бывшие члены семьи собственника жилого помещения, проживающие совместно с ним и не имеющие доли в праве общей собственности на занимаемое жилое помещение».
Решение районного суда Любовь обжаловала в областном. Но итог остался прежним.
В поисках жилья
Сейчас они с сыном уже освободили спорную квартиру. Любовь вместе с ребенком живет то у подруги, то у брата. Куда податься дальше, она пока не знает. В отделе социальной защиты ей пообещали помочь с комнатой в общежитии. Но для этого женщине сперва необходимо предоставить справку о занимаемой площади. С этим возникла заминка. Дело в том, что Любовь с 2010 года прописана в другой квартире, собственницей которой является ее сестра. Но родственница планирует эту площадь продать.
— Конечно, я могла бы зарегистрировать там своего ребенка и жить. Но в таком случае, боюсь, снова придется судиться, только уже с близкими родственниками. А это значит оборвать отношения раз и навсегда, — говорит Любовь.