Француз о культурной привлекательности Беларуси: "Вы европейцы, и нет причин относиться к вам иначе"

Источник материала:  
15.02.2016 18:25 — Новости Общества

На XXIII Минской международной книжной выставке-ярмарке свои книги презентовал посол по вопросам культурной привлекательности и бывший советник по культуре при посольстве Франции в Лондоне Оливье Пуавр д’Арвор. TUT.BY расспросил дипломата о сильных сторонах Беларуси в глазах иностранцев, о том, где могут заканчиваться границы свободы слова, и о праве француза рисовать карикатуры.


Оливье Пуавр д’Арвор — философ по образованию, романист и эссеист. С 1994 по 1999 год был Советником по культуре при Посольстве Франции в Лондоне. Затем стал директором Французской ассоциации по сотрудничеству в области культуры. В 2007 году Оливье Пуавр д’Арвор поступил на службу в Министерство иностранных дел Франции в качестве полномочного министра. Летом 2010 года его назначили на должность директора радио «Франс Культур», где он работал до сентября 2015 года. В настоящее время Оливье Пуавр д’Арвор является Послом по вопросам культурной привлекательности. Перед ним стоит задача к 2020 году повысить число туристов во Франции с 90 миллионов до 100, главным образом за счет гостей из Азии. В 2005 году создал в Тулузе фестиваль «Словесный марафон», на сегодняшний день второе по посещаемости мероприятие во Франции в области литературы. С 2014 года он является Президентом Национального музея морского флота.

«Вы европейцы, и нет причин относиться к вам иначе, чем к странам Балтии или к Польше»

По роду деятельности Оливье Пуавр д’Арвор много путешествовал и научился быстро замечать сходства и различия стран. Поэтому то, что в Беларуси он провел чуть больше дня, не помешало ему составить впечатление о городе. За это время дипломат посетил минскую синагогу.

— У вас богатое еврейское наследие. В детстве я смотрел произведения Шагала, Цадкина, Сутина… Это интересно. Вот эту вашу историю надо возвращать, и вы сами увидите, что люди потянутся. Они хотят узнавать новое в приятной и развлекательной форме. У вас прекрасная природа, красивые виды, увлекательная история. Надо сделать это заметным, продвигать вашу историю, не стесняйтесь этого, — считает дипломат.

Тот факт, что в Беларуси два государственных языка, Пуавр д’Арвор считает только плюсом. По его мнению, именно смешение культур, языков и религий и есть богатство белорусов.

— Когда гуляешь по вашим улицам, этого всего не видно. Ваши фасады и здания великолепны, но надо наполнять их яркими красками. Вы европейцы, и нет причин относиться к вам иначе, чем к странам Балтии или к Польше. Не нужно замыкаться на своей истории, но гордитесь ею.

О свободе слова, многонациональности и стерильной культуре

Оливье Пуавр д’Арвор считает культуру главным природным ресурсом. Например, во Франции культурная индустрия приносит больший доход, чем автомобильная промышленность. «В ВВП страны культура занимает лучшие позиции, чем политика вооружений. Поэтому сегодня лучше заниматься культурой, чем войной», — резюмирует посол.

При этом посол оговорился, что под культурой подразумевает все многонациональное богатство Франции.

— Я за многонациональность. Великие художники, которые творили во Франции, — Модильяни, Пикассо, Шагал, Миро, Цадкин — все они иностранцы. В этом и есть суть французской культуры, которая привлекает лучших из лучших из других культур.

Вспомнив недавние теракты в Париже, Оливье Пуавр д’Арвор не изменил своего мнения:

— Я убежден, что ислам — великая религия, одна из самых многочисленных на земле. И она найдет пути интеграции во французское общество, главная ценность которого — светскость. Я убежден, что ислам займет свое место среди протестантов, буддистов, католиков и иудеев.


Студент из зала спросил дипломата, к чему может привести многокультурье во Франции.

— Как бы ни развивалось общество, в какой-то момент оно все равно придет к смешению культур. Потому что чистая культура — мертвая культура. Пять лет я жил в Чехии и был женат на чешке. В XIX веке Чехия входила в состав великой империи, потом стала Чехословакией. В то время там родились великие художники и писатели. В 1989 году после коммунизма в Чехии наступила свобода. Чехи реализуют свою главную мечту — остаться самими собой. До войны они выгнали немцев, во время войны — евреев, в 1992 году отделились от словаков, недавно выгнали цыган. Они остались сами по себе. Что такое быть французом? Что такое белорусом? Я не знаю ответа на эти вопросы. Но я немного узнал, что такое быть чехом. Их культура сегодня лишена богатства, которое привносила германская культура. Их культура лишена цыганских, еврейских традиций. Сегодня чех — это чистый, уникальный, прямо-таки стерильный чех.

Сегодня Франция — многокультурная страна. Христианство доминировало там, но сегодня на авансцену выходит иная религия — ислам. Ну и что? Франция в большинстве своем — страна белых. Но есть и темнокожие. Ну и что? Есть люди, которые говорят по-арабски. И что из этого? Не нужно бояться различий, это лишь обогащает.

Следующий вопрос из зала касался границ свободы слова и карикатур в журнале «Шарли Эбдо».

По мнению Оливье Пуавра д’Арвора, главная ценность французского общества — светскость. Он считает, что граждане Франции свободы в вероисповедании и имеют право выражать свои религиозные предпочтения, но в своем личном пространстве. А свобода слова держится, прежде всего, на свободе печати. По мнению посла, это означает, что каждый журналист и артист имеет право самовыражения в изображении Папы Римского, пророка Мухаммеда, Олланда или Лукашенко.

— Если я хочу нарисовать карикатуру, я имею на это право. Но никто не имеет права безосновательно врать или оклеветать человека. Если я этого не делаю, все нормально. Я католик, и это не мешает мне с пониманием смотреть на карикатуры на Папу Римского. Если мы начнем думать, что какая-то карикатура может кого-то ранить, это уже самоцензура, и о свободе нет речи.


«Не бойтесь привлекать в страну именем Шагала и Сутина»

Как посла по вопросам культурной привлекательности, поинтересовались у дипломата, как повысить культурную привлекательность нашей страны.

По его мнению, рецепт прост — у каждой страны должен быть посол по вопросам культурной привлекательности, который сможет вывести страну из изоляции. Из основных категорий людей, которые нужно стараться привлечь, Оливье Пуавр д’Арвор назвал туристов, иностранных студентов, исследователей и творцов. Интерес же к нашей стране вызовут, как считает посол, крупные мероприятия и международные встречи.

По его расчетам, студенты неизбежно проводят в чужой стране несколько лет, и все это время они должны куда-то ходить и как-то развлекать себя. И в Беларуси их может привлекать возможность изучения русского языка. Ключом к успеху посол считает образовательные программы по обмену между студентами и творческими личностями.

Но при этом дипломат обращает внимание, что гостей надо уметь принять, накормить, обеспечить им легкий доступ к достопримечательностям и упростить процесс получения виз. В первую очередь для студентов и представителей творческих профессий.

— Закрытые мероприятия Дней культуры различных стран, которые решают политические вопросы, не затрагивают по-настоящему широкие слои населения. А хорошо напомнить французам, что у Беларуси богатая история. И для этого можно провести хотя бы выставку Шагала или Сутина. Вам кажутся эти имена клише, но Эйфелева башня — тоже клише. Не бойтесь строить основу на том, что уже есть. Сутин, Цадкин, Шагал и лауреат Нобелевской премии по литературе Светлана Алексиевич формируют вас как страну с высокой и богатой культурой. Пользуйтесь этим, — делится рецептами посол.


Как открыть второй по посещаемости в стране фестиваль, связанный с литературой?

В 2005 году Оливье Пуавр д’Арвор создал в Тулузе фестиваль «Словесный марафон». На сегодняшний день это второе по посещаемости мероприятие во Франции в области литературы.

По его словам, на подобные фестивали приходят люди читающие, и нужно, прежде всего, обновить подход к литературе.

— В Тулузе марафон подразумевает короткие 45-минутные встречи с различными литераторами, писателями и известными актерами. Я думаю, в Беларуси тоже есть известные актеры. И если вы организуете какое-то мероприятие, которое продлится неделю, позовете известных людей, которые будут читать книги, и придумаете короткую форму, люди придут.

Говоря о свежей форме приевшихся вещей, Оливье Пуавр д’Арвор привел в пример классическую музыку. По его мнению, она даже слишком классична: подразумевает долгий концерт и дресс-код. Но молодежь охотно придет в концертные залы на 40-минутные недорогие концерты, в джинсах, чтобы пообщаться и выпить немного вина, считает посол.

— Верните классическую музыку народу. Культура никому не принадлежит. Некоторые ее словно присвоили благодаря образованию или социальному положению. Но остальных нужно чуть ли не за руку приводить в культуру в игровой форме, — заключает Пуавр д’Арвор.

«Надо соблазнять людей зайти в музеи»

С 2014 года Оливье Пуавр д’Арвор является Президентом Национального музея морского флота. Несмотря на соседство с Эйфелевой башней, музей потребовал пересмотра концепции, чтобы стать привлекательнее для туристов:

— Надо, чтобы в музей можно было прийти одному, с друзьями или детьми, поделиться впечатлениями и в дискуссиях о произведениях закалить критичность мысли. В музее не должно быть тихо. Еще очень важно, чтобы в музее можно было поесть и выпить. В Лувре — первом музее мира — есть рестораны всех кухонь мира, и крайне важно, что там можно и поужинать. Музей должен быть открыт почти все время. И сотрудники музея и смотрители должны быть в заметной одежде и всегда готовы вам помочь.

Свои слова президент музея подкрепляет личным примером. Музей морского флота закрылся на два или три года, а потом открылся совершенно преображенным и теперь рассказывает «историю моря». В качестве экспоната музейщики реконструировали знаменитую французскую фрегату «Буссоль». На ней Лаперуз отправился в путешествие по Тихому океану, побывал в Чили, на острове Пасхи, на Аляске, в Калифорнии, потом направился в Азию, добрался до Сахалина и Камчатки. Но по дороге в Новую Каледонию корабль бесследно исчез, никто больше не видел ни фрегату, ни Лаперуза. Корабль нашли лишь спустя столетия.

— Теперь люди приходят, чтобы посмотреть на эту фрегату, потом они поднимаются смотреть экспозицию. Надо соблазнять людей. Если не заманить людей к себе, никто не придет, — объясняет президент музея.


←В "Каменном логе" таможенники изъяли брендовую детскую одежду на 86 тысяч долларов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика