В Полесском радиационном заповеднике опасаются пожаров: "Как воздух, нужны емкости для подвоза воды"
Директор Полесского радиационно-экологического заповедника опасается, что будущим летом на территориях зоны отчуждения снова может возникнуть сложная пожароопасная ситуация, как было в прошлом году. При этом техника, которой обладает заповедник, устаревшая и не позволяет эффективно бороться с пожарами на пространствах, отвоеванных природой.
Минувшим летом Полесский радиационный заповедник серьезно страдал от пожаров — об этом напомнил его директор Петр Кудан на коллегии Департамента по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Способствовали развитию пожаров обильная растительность на оставленных сельхозугодьях, погода.
— Так случилось, что на протяжении двух лет наши основные реки — Днепр и Припять — практически не разливались. Еще больше усугубило ситуацию то, что было мало осадков. Почти на всей территории заповедника возник очень высокий уровень пожароопасности. Но те средства пожаротушения, которыми мы располагаем, не могли предотвратить пожары, — объяснил Петр Кудан.
По словам директора радиационно-экологического заповедника, 90% техники эксплуатируется больше тридцати лет.
— То, чем мы располагаем, — средства, переданные Вооруженными силами в первые годы создания заповедника. Например, наша лесопожарная машина 1975 года выпуска.
Заповедник постоянно обращается с просьбой выделить средства на обновление техники, однако поступает не более 30% нужных средств.
Петр Кудан вспоминает, сколько сил ушло на тушение прошлогодних пожаров — пришлось использовать авиацию МЧС. Специалист говорит: поскольку пожароопасная ситуация может повториться и в этом году, стоит профинансировать хотя бы самые необходимые покупки.
— Сегодня нам, как воздух, нужны емкости для подвоза воды. Три емкости по 12 тонн, специальные, с насосами, которые можно тракторами доставить в любую точку. Есть места, куда просто не доходит пожарная техника. Если никто не обратит внимание на эту необходимость, опять будет то, что в прошлом году. Трудно в бюджете, трудно в государстве, но есть вопросы, которые нельзя игнорировать, — сказал Петр Кудан.
Цена вопроса для покупки трех необходимых заповеднику специальных емкостей — 200 миллионов рублей.
Петр Кудан напомнил, что территории, о которых идет речь, еще и радиоактивно загрязнены — на них «более тысячи кюри по плотности».
Те небольшие деньги, что появляются, заповедник направляет на решение еще одной насущной проблемы: покупки транспорта для перевозки работников.
— Все подразделения заповедника ездят на работу из-за его пределов. Самая главная задача — обеспечить безопасность наших сотрудников, поэтому мы приобретали пассажирский транспорт.
Замминистра по чрезвычайным ситуациям Геннадий Ласута в ответ потребовал усилить безопасность на территории заповедника:
— Вы тут нам показывали зубров, косуль. Это же не они там курили. Насколько организована система охраны? Почему там оказались люди? Что нужно сделать, чтобы там не было посторонних людей в следующем году? Давайте мы скажем спасибо УВД, но поставим им задачу — чтобы в ваш заповедник вообще ни один посторонний человек ни ногой не сумел зайти.
— Насколько бы совершенной система охраны заповедника не была — это же не погранполоса, — подметил Петр Кудан. — Наряду с возможностью поджогов на территории заповедника очень серьезная опасность — предметы, которые при таких температурах способствуют возникновению пожаров. Например, стекло.
Начальник Республиканского центра по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды Мария Герменчук подтвердила, что с точки зрения пожароопасности и этот год будет непростым. Так, ожидается «достаточно сухая весна».