Директор отеля: "Если человеку в Минск не надо, выставь номера и за 10 долларов, он сюда не поедет"
Минские гостиницы впервые оказались в рейтинге крупного туристического сервиса Trivago, в котором белорусская столица заняла 49-ю из 100 позиций. Авторы рейтинга проанализировали более 200 миллионов отзывов на 250 сайтах бронирования отелей. Минск разместился между португальским Порту (48-е место) и американским Чикаго (50-е место).
В настоящее время в Минске работает 47 гостиниц на 9,6 тысячи мест. По сравнению с 2012 годом номерной фонд отелей увеличился более чем в два раза. В ближайшие два года в столице планируется ввести в эксплуатацию еще более 10 гостиниц.
Как сообщила начальник отдела организации и развития гостиничного хозяйства управления бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома Любовь Сойка, согласно оценочным данным, по итогам 2015 года общая загруженность коммунальных гостиниц составила 40%. Во время чемпионата мира по хоккею 2014 года заполняемость составляла 82%, в целом за тот год — 50%.
«Такая заполняемость позволила обеспечить рентабельную работу основных коммунальных гостиниц Минска», — сказала Любовь Сойка.
Министерство спорта и туризма считает, что минские гостиницы должны снизить цены на свои услуги.
«Мы проанализировали стоимость гостиниц. В Москве три звезды стоит 40 долларов, в Прибалтике — 30−40, у нас — 65−70 долларов. Ни в коем разе нельзя допускать этого. Гостиницам и другим средствам размещения необходимо снижать свои затраты и сбивать эту цену», — заявил в январе заместитель министра спорта и туризма Михаил Портной.
По его мнению, «нам все-таки необходимо не на высокой цене и при незаполненных гостиницах работать, а, имея низкую маржу, брать объемами».
Ранее Михаил Портной объяснял, почему цены в минских гостиницах высокие: «У нас работает директор гостиницы, 23 зама, 35 помощников — все это вкладывается в сумму, и наша гостиница стоит, как в Берлине или Париже, при качестве услуг «ноль».
В столичных отелях не согласны с такой оценкой качества услуг, и попадание в рейтинг Trivago это доказывает.
Первой из минских гостиниц в рейтинге значится «Бонотель», который не является коммунальным и не входит ни в какую сеть.
«Мы работаем над качеством — у нас проходят постоянные тренинги и обучение персонала. Разработаны стандарты, начиная от этапа оформления заявки на проживание, заканчивая выпиской гостя», — комментирует лидирующие позиции директор «Бонотеля» Жанна Глушнева.
К отзывам клиентов относятся внимательно, хотя понимают, что порой они бывают очень субъективны: «Мы позиционируем себя как бизнес-отель. У нас нет бассейна, спа, за счет чего многие отели получают дополнительные плюсы. У нас только номерной фонд, поэтому мы рассматриваем высокие оценки как отражение уровня сервиса и качества номерного фонда».
Что касается уровня цен в отеле, то в «Бонотеле» исходят из того, что в текущей ситуации смысла снижать тарифы нет — спрос на услуги отеля со стороны командировочных есть, а фирмы готовы платить за проживание сотрудников определенную сумму.
«Нельзя бездумно опускать цены, потому что поднять будет очень сложно, — говорит Жанна Глушнева. — Мы на основании анализа рынка предпринимаем определенные ходы. Например, снижаем цены на выходные, исходя из того, что бизнесменов в субботу и воскресенье меньше, чем в будние дни. У нас есть корпоративные тарифы для компаний, с которыми у нас долгосрочное сотрудничество. Если происходит крупный заезд, цены также обсуждаемы».
«В любом случае, — подчеркнула директор отеля, — существует какой-то пороговый предел, ниже которого мы не можем опустить цены. Мы должны зарабатывать».
По мнению Жанны Глушневой, сегодня Минск перенасыщен гостиницами, и если гостей в городе мало, никакими ценами в гостиницы их не привлечешь: «Если человеку в Минск не надо, выставь гостиницы хоть за 10 долларов, он сюда не поедет. Раньше говорили, что не едут в Минск, потому что нет гостиниц, теперь их построили, но по-прежнему не едут. Значит, дело в чем-то другом».
На протяжении последних трех лет средние тарифы в гостиницах Минска в долларовом эквиваленте снижаются, отметила начальник отдела организации и развития гостиничного хозяйства управления бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома Любовь Сойка: «В 2013 году в сравнении с 2012-м средний тариф снизился на 16,5%, в 2014-м — на 3,5%. В 2015 году, по нашему прогнозу, снижение составит около 20%».
Цены снижаются также в результате различных акций и скидок. Значительная доля гостей заселяется в гостиницы через туристические компании по особым тарифам.
В этом году, по информации Любови Сойки, некоторые гостиницы планируют заявлять более низкие тарифы, но при этом уменьшат скидки.
В любом случае гостиницы выстраивают ценовую маркетинговую политику так, чтобы работать с рентабельностью и привлечь туриста: «В современной неустойчивой ситуации решения по ценам необходимо принимать чуть ли не ежедневно, важно быть в этом вопросе мобильными. Сетевые гостиницы уже работают по системе гибкого ценообразования, а коммунальные, думаю, придут к этому», — сказала начальник отдела организации и развития гостиничного хозяйства.
Любовь Сойка также отметила, что количество туристов, которые останавливаются в гостиницах столицы, увеличивается год от года, хотя и незначительно. Однако «количество туристов, которые приезжают в Минск, зависит не только от тарифов гостиниц».
Оно определяется наличием цели и возможностей. Цель — это получение впечатлений от объектов туристического интереса, бизнес-интерес, а возможность — отсутствие визового режима или упрощенный его режим, а также недорогое авиасообщение.