"Зачем мне было наваливаться на омоновцев?" Избитый журналист TUT.BY обжаловал штраф
Избитый сотрудниками ОМОН в здании суда журналист TUT.BY Павел Добровольский подал кассационную жалобу на решение суда Фрунзенского района, который признал его виновным в мелком хулиганстве и неповиновении милиции. Корреспондент TUT.BY был оштрафован на 45 базовых величин (9 млн 450 тысяч рублей).
В жалобе Павел пишет, что не согласен с постановлением суда первой инстанции и считает его «необоснованным, вынесенным без всестороннего изучения всех обстоятельств и при наличии серьезных противоречий, оставшихся не устраненными в ходе судебного заседания».
Вот эти нарушения по оценке журналиста TUT.BY:
- постановление Фрунзенского суда было основано исключительно на показаниях милиционеров, избивших Добровольского. Они, убежден Павел, были заинтересованы в привлечении его к административной ответственности, чтобы представить «это избиение, как правомерное применение физической силы при задержании якобы сопротивлявшегося нарушителя»;
- суд не допросил других свидетелей, двух активистов, также избитых омоновцами, Павла Сергея и Максима Шитика;
- расхождения между установочной и мотивировочной частью постановления суда. В частности, в первой утверждается, что Добровольский «громко кричал» во время рассмотрения дела анархистов. В мотивировочной части про это уже не говорится. На деле же, журналист TUT.BY даже не попал в зал суда, а следовательно не мог «громко кричать» и выражаться нецензурной бранью в ходе рассмотрения уголовного дела. Этот факт подтверждается видео телеканала «Белсат». Кроме того, в мотивировочной части, в отличие от установочной, уже не упоминается то, что к Добровольскому предъявлялись «законные требования» сотрудников ОВД покинуть здание суда;
«На 1.20 минуте этого видеосюжета видно, как я, находящийся на тот момент в углу фойе, спокойно выхожу с мобильным телефоном и, снимая задержание на камеру мобильного телефона, делаю несколько шагов к двери, ведущей в коридор суда. В сюжете отчетливо видно, что я веду себя спокойно, не произношу ни слова, не нападаю на сотрудников ОМОН, никого не хватаю за одежду. В то же время никто из сотрудников не предъявляет ко мне никаких требований, не просит покинуть здание суда, не делает мне замечаний «о недопустимости такого поведения», — пишет Добровольский в своей жалобе. - суд не допросил ни одного из журналистов, которые были в фойе здания суда. Они видели и слышали происходящее и могли бы рассказать, действительно ли Добровольский «громко ругался матом».
- показания сотрудников милиции в мотивировочной части постановления суда не согласуются между собой. Если сопоставить слова свидетелей Шишко и Ковальчука, получается, что Добровольский якобы нападал одновременно на двух омоновцев: Шишко говорит, что журналист «начал наваливаться» на Ковальчука, сам же Ковальчук, что «накинулся сзади» на другого сотрудника милиции Коваленко;
- суд не выяснил, что конкретно якобы говорил Добровольский в рамках «нецензурной брани» и какие «законные требования» к нему предъявлялись омоновцами.
«На самом деле я не говорил ничего, и это видело множество людей. Никакого мотива „наваливаться“ на сотрудника милиции и вступать в неравную схватку с несколькими сотрудниками ОМОН у меня не было, и я этого не делал. С задержанными гражданами я даже не был знаком. Я просто выполнял свои обязанности журналиста, находясь в месте, доступном для общего посещения (в здании суда) на законных основаниях», — пишет Добровольский в жалобе.
Журналист TUT.BY просит Мингорсуд отменить решение Фрунзенского суда как незаконное и необоснованное. Вчера кассационные жалобы подали двое других избитых милицией Павел Сергей и Максим Шитик.
25 января корреспондент TUT.BY Павел Добровольский должен был освещать «дело граффитистов» в суде Фрунзенского района. Однако после обеда стало известно, что его задержали, избили и оштрафовали.
На Павла было составлено два протокола: за то, что он якобы ругался матом, и по ст. КоАП 23.4 «Неповиновение законным требованиям должностного лица». Его приговорили к штрафу в 45 базовых величин — 9 450 000 белорусских рублей.
После суда Павел рассказал, что его вместе с другими задержанными избили несколько сотрудников ОМОНа: повалили на пол и избивали ногами в течение 20 минут. При этом он отметил, что при нем был бейдж журналиста и сотрудники милиции этот документ видели.
Журналист подал заявление в Следственный комитет об избиении сотрудниками ОМОНа во время исполнения служебных обязанностей.
По версии ГУВД Мингорисполкома, «гражданин П. Добровольский проник в служебное помещение, где находились нарушители правопорядка, препятствовал законным действиям сотрудников милиции, на замечания прекратить свои противоправные действия не реагировал». Применение физической силы милиция объяснила необходимостью пресечения противоправных действий. «По факту правомерности ее применения в ГУВД Мингорисполкома назначена служебная проверка», — говорится в сообщении ведомства.
Избиение журналиста осудили ОБСЕ и международная правозащитная организация «Репортеры без границ». Более 180 белорусских журналистов как из негосударственных, так и из государственных СМИ, направили коллективное обращение министру информации и генеральному прокурору с просьбой отреагировать на инцидент и взять его расследование под контроль.