Для немцев - кемпинг, для русских - spa. Григорий Померанцев о том, как развивать белорусский туризм
На прошлой неделе со своей должности ушел Григорий Померанцев, который полгода возглавлял Национальное агентство по туризму. Уход вышел громким: на опытного менеджера с опытом работы в Европе в момент назначения возлагали большие надежды. Одни сокрушались по поводу его ухода, другие — сотрудники Нацагентства — написали анонимное открытое письмо о том, что за время работы он не высказал «ни одной свежей идеи».
Когда страсти поутихли, TUT.BY расспросил экс-главу Нацагентства о том, что он хотел сделать на своем посту и чем Беларусь может привлечь туристов.
«Самое время» развивать туризм в Беларуси
Григорий Померанцев убежден, что в туристической сфере у Беларуси хорошие перспективы.
— Можно сказать, что время пришло, — объясняет он. — Не потому что на привычных рынках — Ближний Восток, Северная Африка и Европа — страшно, а просто атмосфера другая. Когда Египет на подъеме, когда все строится, то и люди там по-другому улыбаются. Они мотивированные. А как сейчас чувствуют себя работники туриндустрии в этих странах? Да, они стараются, но о будущем думают с опасением. Так или иначе — все это сказывается на услугах. Поэтому необходимо более настойчиво продвигать Беларусь на туристических рынках.
«Самое время» сейчас не только для иностранцев, но и для белорусов, которым пора открывать для себя свою страну.
По мнению Григория Померанцева, на развитие туристической сферы в большей времени влияет бизнес, частные компании.
— Это структуры, которые кровно болеют за свое дело и понимают, кто есть их клиент. А вот задача таких структур как Нацагентство — помогать бизнесу, выступать объединителем, но при этом не возвышаться. Нужно создавать дискуссионные площадки, постоянно вести диалог, обозначать проблемы, распределять сроки реагирования на них.
Померанцев объясняет: департамент по туризму Минспорта и туризма должен указывать, а Нацагенство — координировать работу бизнеса.
— В Беларуси же между ними несколько стираются границы. Где-то из-за личностных моментов, где-то — из-за позиционных. Сидя на одном этаже и вместе работая как одна команда, тяжело разделять функции.
И всех участников туристического рынка должна быть общая задача — привлечь туристов.
— В Беларуси процесс идет, но надо перестать видеть друг в друге конкурентов. Это вопрос издержки молодого рынка, когда многие смотрят друг на друга косо… Давайте подумаем, кто из нас в чем силен? Да, мы все команда, но кто-то играет в нападении, кто-то в защите, кто-то вратарь. Если все побегут в нападение или все будут в защите — команда не выиграет.
Что раздражает иностранцев
Григорий Померанцев считает, что можно сколько угодно наводить порядок в туристической сфере, а потом — испортить впечатление какой-нибудь раздражающей деталью.
— Если в хороший отель приехал человек, которого обманул таксист, то все идет прахом. Это единая туристическая цепочка… Вот пример из опыта. В Риге в аэропорту были черные «Мерседесы», которые развозили туристов. Вместо того, чтобы сразу отвезти в центр, таксисты катали их вокруг Риги, а потом выставляли невероятный ценник. Были жалобы, разочарования. Авиакомпания, которая активно развивалась и вкладывала огромные деньги в развитие, в продвижение города, привозила туристов… к этим самым таксистам. Тогда авиакомпания создала свою таксомоторную компанию. Пошла даже на большее: сделали объявление прямо на борту, мол, уважаемые пассажиры, в целях вашей безопасности не рекомендуем вам пользоваться услугами черных такси «Мерседес». Был скандал, говорили: как вы можете так резко писать? Понятно, что авиакомпания имела и свои выгоды и хотела привлечь клиента к своему такси. Но в итоге, с подачи авиакомпании, проблема с нечестными таксистами была решена.
На вопрос, что же раздражает сегодня иностранцев, приезжающих в Беларусь, Григорий Померанцев отвечает:
— Первое — покупка страховки по прилету в аэропорту. Не сам факт оплаты, а неожиданность. Люди идут на транспортный контроль, а потом у окошка оказывается, что надо заплатить, условно, два евро. И для этого нужно развернуться, стать в очередь. Когда ты впервые прилетаешь в страну — ты ждешь знакомства, а тут тебя разворачивают… Наличие вайфая уже не обсуждаемо. Особенно для иностранцев очень важно быть на связи. В Европе единое пространство: там уже привыкли, что летая из Евросоюза, действует единый тариф. Это все повседневные, но важные мелочи.
Но самое первое впечатление от страны — это получение визы. И этот процесс, по мнению Померанцева, надо максимально облегчать.
— В протоколе межведомственного совета по туризму есть пункт о подготовке к 1 апреля предложений по отмене визового режима со странами, с которыми это возможно без ущерба для безопасности, в планах также рассмотреть вопрос о введении электронной визы по примеру Дубая. Если бы это технически можно было выполнить — это был бы большой шаг вперед. Виза нужна, но для этого не нужно было бы ехать в посольство, отдавать паспорт, ждать.
Зачем нужны туристические инфоцентры
— Есть организованные туристы, группы, которые покупают визы, турпакеты. Но мы знаем, что их очень мало. Кстати, когда мы приводим цифры официальной статистики, мы говорим именно об организованных туристах, в то время как самостоятельных — в разы больше, — рассуждает Григорий.
Индивидуальные туристы привыкли полагаться на себя, но и им нужны некие «точки отсчета» в стране.
Померанцев надеется, что идею открыть в Беларуси сеть туристических инфоцентров будут развивать. Это должны быть «туристические посольства», которые могли бы ответить, куда поехать, что посмотреть, куда пойти. Выдавать бесплатно карты, афиши. Располагаться инфоцентры должны в бойких местах — аэропорт, вокзал, крупные торговые центры. И еще — их должно быть много, для Минска одно-двух однозначно недостаточно. Туристические инфоцентры принесут пользу не только иностранцам, но и белорусам: минчанам подскажут, что интересного есть в регионах, а жителям глубинки — что посетить в Минске.
Чиновники в сфере туризма эти моменты вроде бы понимают. Но тут же Григорий вспоминает, как на согласование лишь одного инфоцентра на вокзале ушло полгода.
— Очевидно, должен быть какой-то толчок. Надо взять и определить места, где должны располагаться туристические инфоцентры, нужно кого-то уполномочить, — говорит собеседник.
Ребрендинг санаториев в ожидании российских туристов
Несмотря на то, что Беларусь периодически проскакивает в рейтингах популярной страны для отдыха россиян, Григорий Померанцев считает, что и этот восточный туристический ресурс не используется как следует:
— Многие россияне едут через Беларусь, но цель их визита — совсем другая страна. Но уже то, что они оказались на территории страны — можно использовать чтобы им показать Беларусь. Вот пример: когда в Стамбуле активно развивался трансферный пассажиропоток, они предлагали бесплатную экскурсию для всех пассажиров, у которых стыковка в Стамбульском аэропорту более шести часов. Это помогло открыть глаза людям и привлечь их в саму Турцию. Точно по такому принципу мы бы тоже могли работать. Люди сидят в аэропорту, ждут своей пересадки иногда по полдня, иногда целый день. Почему бы им не предложить какую-то активную экскурсию? В отношении россиян у нас может быть такой посыл: не бойтесь нас, если вы не говорите по-английски или по-немецки — это не проблема. Вы будете чувствовать себя как дома. Приезжайте к нам, но вы увидите здесь многое, чего у вас нет — и это вас удивит.
Еще одно направление, которое пользуется успехом у российского туриста, — белорусские санатории. Григорий Померанцев отмечает, что не помешало бы провести ребрендинг этого направления:
— Многие туристы из стран Центральной Европы говорят, что в наших санаториях, в отличие от других стран, сохранилась качественная медицинская база. Но имеет смысл провести ребрендинг самого направления. Иногда санаторий ассоциируется с продуктом для пожилых людей, для тех, кому нужна реабилитация. Мне еще в начале двухтысячных как-то довелось однажды отдыхать в санатории. Надо было как-то отключиться — поехал в Крым. И, знаете, я немного стеснялся говорить, что я в свои тридцать лет отдыхал в санатории. Нужны спа-центры. Я видел, как многие отели в Прибалтике, просто поменяв вывеску, считали зачастую, что могут поднять ценник. Потому что название spa-and-wellness — модное и дает какой-то другой шарм. Хотя в spa-and-wellness есть своя опасность: когда уже нет медицинской базы, каких-то процедур, а есть просто бассейн. И это тоже неправильно, перегиб. Но у белорусских санаториев, исходя из перечня услуг, которые они предоставляют, — именно качественный spa-and-wellness.
Бона Сфорца — для итальянцев, кемпинг — для немцев
Вполне реально позиционировать нашу страну в Европе как место для модного сейчас экологичного неспешного отдыха, уверен Григорий Померанцев.
— Кроме того, тематика Великого Княжества Литовского и история всех войн, которые затрагивали разные европейские страны, но всегда — Беларусь. Еще — событийный туризм, деловой туризм… Мы в центре Европы, между Россией, странами СНГ и Евросоюзом — удачное географическое положение на пересечении путей. Все это можно конвертировать в насыщенную программу деловых мероприятий.
Григорий Померанцев набрасывает варианты того, что можно показывать людям из разных стран. Итальянцам будет интересна история, архитекторы, которые строили в Беларуси замки и костелы, княгиня литовская и королева польская Бона Сфорца.
— Значительная часть итальянцев уже связана и с современностью. Это семьи, которые принимали белорусских детей — таковых более 600 тысяч за 25 лет. У них есть желание и интерес посещать Беларусь.
Голландцам и немцам собеседник предлагает показывать природу, активно развивая караванинг и кемпинг — направления туризма, которые им очень нравятся.
— Французам будут интересны и экология, и история. История связанная в том числе с Березиной. Это мощный бренд — Березина, который во французском языке является эквивалентом масштабной катастрофы. Пускай это негативное значение, но это исторический факт, и он постоянно в умах людей. И можно тоже их привлекать таким образом.
Возвращение к своим корням — для израильтян, американцев
Григорий Померанцев советует активнее приглашать в Беларусь израильтян.
— Насколько я помню, два премьер-министра Израиля — из Беларуси. Вообще много граждан Беларуси уехали туда. Эта диаспора, которая может сарафанным радио сообщать о том, что есть у нас. Много всемирно известных личностей связаны с Беларусью. Например, Марк Шагал. Люди летают по всему миру, чтобы попасть в его музей в Ницце и посмотреть его картины. Многие едут по местам, где он жил: и в Париже, и в Нью-Йорке. А Витебск — это место, где он родился, которое его сформировало. Однозначно, это бренд, который может привлекать как людей со всего мира, и в первую очередь из Израиля. С 26 ноября с Израилем безвизовый режим. Это открывает новые возможности.
В Латвию, например, сначала приезжали русскоязычные израильтяне, потом подтянулись и те, кто раньше страны не знал. Они приезжали по совету знакомых — отдохнуть в умеренном климате.
— Летом в Израиле очень жарко и люди стараются уехать в умеренные широты — и здесь наши санатории и агроусадьбы могут быть очень востребованы. В привязке, опять-таки, к еврейскому наследию, культуре, традициям. Почему это направление не стало развиваться раньше? Не было толчка. К тому же израильтяне умеют считать деньги. Даже из опыта организации чартерных рейсов в Тель-Авив могу сказать, что у них очень высокие требования к цене. Лоукосты начинают летать из Вильнюса в Тель-Авив — и там цены совершенно низкие. У нас в силу, наверное, того, что летает только один перевозчик, — цена выше. И я слышал, что, если израильтяне и собираются Беларусь, то в привязке с Литвой. Они полетят в Вильнюс, там посмотрят все, а потом приедут к нам. И, в принципе, это тоже хороший вариант.
Комбинированные туры, считает Григорий Померанцев, можно предлагать и другим нациям. Например — туркам и американцам.
— В Лондоне на выставке я познакомился с вице-президентом крупного американского издания. Он никогда не был в Беларуси, но знал, что его дедушка приехал из Мотоля, поэтому и он мечтает приехать в Беларусь. Это как с Израилем. В Америке очень много выходцев из Беларуси во втором, третьем поколении, которые очень интересуются своими корнями и хотели бы хотя бы раз в жизни побывать на земле своих предков… У американцев короткие каникулы — две недели, и они хотят их использовать по максимуму. Понятно, что Москва — сильнейший бренд и многие из них захотят побывать в Москве. Нам себя так нужно позиционировать: если вы летите в Прибалтику, вам обязательно стоит посетить Беларусь, если вы хотите в Москву — посетите Беларусь.
Кроме того, белорусам надо рекламировать свой Оперный театр, на который определенная публика тоже поедет.
— Мы о нем часто забываем. Но Оперный театр у нас качественный — я имею в виду постановки всемирно известных опер. А ведь существует целый пул любителей оперы, которые курсируют между Ла Скала, Венской оперой, Гранд Опера, Большим театром, Рижской оперой и так далее. И у нас есть возможность позиционировать Минск через мировую богему. Для этого нужно предложить им хотя бы раз посетить Минск, чтобы сходить в Оперный.
Нужно понимать, что клиент — это король, царь, твое всё
Комментировать анонимное письмо от своих бывших подчиненных, пришедшее в адрес издания «Туризм и отдых», Григорий Померанцев не хочет. Но на некоторые критические выпады отвечает:
— По поводу зарплат скажу, что да, раньше они были у работников более высокие (бывшие сотрудники Нацагентства пожаловались на то, что их зарплаты с приходом Померанцева упали — Прим. TUT.BY), потому что не были произведены определенные платежи. Когда я пришел, главный бухгалтер сразу же открыла мне глаза на эту ситуацию. Соответственно, часть внебюджетной выручки пошла на закрытие старых долгов — первостепенных платежей. Еще я решил закрыть в Гомеле филиал Национального агентства, который назывался "Туристический инфоцентр Гомеля". Это был рудимент — остальные представительства в областях были закрыты уже давно. Филиал был в долгах, которые автоматически легли на Нацагентство.
Григорий Померанцев добавляет, что с большинством сотрудников в Нацагентстве у него сложились хорошие отношения.
Главный совет Померанцева тем, кто «делает» белорусский туризм: понимать, «что клиент — это король, царь, твое всё».
— У нас был совершенно неожиданный проект прошлым летом. Приехал белорус из Канады, который занимается консалтингом в сфере услуг. И первое, с чем он столкнулся в Беларуси, — то, что, несмотря на радушие, люди иногда говорят жестко или черство. И у него есть такой курс «Давайте учиться говорить приятно». Это ключевой момент, который в Беларуси важен для всех объектов туристических. Причем сказать «нельзя» и «запрещено» тоже можно приятно. Это не стоит денег, но это стоит воли. И это понимание должно быть общим: начиная от регистрации в отеле и до директора… Знаете, когда создавалась AirBaltic — это была маленькая авиакомпания, первые два-три года было мало клиентов. Тогда на регистрацию пассажиров приходил президент авиакомпании: он принимал у них багаж, клеил бирки, сам общался с людьми. Представьте: седовласый, проведший всю жизнь в авиации, уважаемый гуру сидел, улыбался и работал по полдня на регистрации. И девочки, и мальчики в авиакомпании смотрели на него, раскрыв рты, понимая, что если президент себя так ведет, то им тоже надо к этому стремиться.