Нобелевский лауреат, директор Нацбанка, отец двоих детей. Кем хотят стать гомельские гимназисты
Уехать за границу или остаться в Беларуси и работать в каком-нибудь НИИ? О чём мечтают и кем видят себя через 10 лет гомельские гимназисты — победители международных и республиканских конкурсов? Журналисты пообщались с воспитанниками гимназии № 51, математический и другие таланты которых неоднократно отмечались на различных уровнях. В машину времени также попросили «присесть» родителей умников и умниц.
«Можно было бы утвердить премию имени себя, но…»
Решение сложнейших логарифмических уравнений и неравенств не вызывает трудностей у Егора Дубовика, стипендиата специального президентского фонда по поддержке одаренных учащихся и студентов. В копилке наград десятиклассника — диплом III степени на Международной олимпиаде по математике в Тайланде.
— Мне через 10 лет будет 26. Скорее всего, буду учиться в аспирантуре, заниматься научной работой. Разумеется, математикой. С вузом ещё не определился: БГУ или что-то в России. Жены и детей к тому времени у меня точно не будет. Так и напишите — волк-одиночка.
— Связь с родной гимназией будешь поддерживать?
— Обязательно. Можно было бы утвердить премию имени себя (смеется), но пользы будет больше, если приезжать сюда и помогать ученикам знаниями.
Мама Олеся Викторовна, педагог по образованию, говорит, что любовь к математике у Егора возникла в 5-м классе. До этого времени он был абсолютным гуманитарием.
— Егор начал читать в 4 года. Вместе с чтением развивались речь, логика. Он писал неплохие стихи. Математикой увлекся, когда поступил в «51-ю». Появился хороший учитель, а вместе с ним — сильный интерес к предмету… Хочу, чтобы его знания нашли применение в любимой работе.
— А если конкретней?
— Финансовая биржа, например. У Егора аналитический склад ума, там это как раз нужно.
«Врачом точно не буду»
Константин Дорошков младше своих одноклассников на 2 года. В этом году занял третье место на областной олимпиаде по математике. Семиклассник участвовал в мозговом штурме наравне с учащимися 9−11 классов.
— Врачом точно не буду, — без капли сомнения заявляет юноша. К общению с журналистами он уже привык. Своё первое интервью дал в 7 лет. Тогда рассказывал, что мечтает возглавить Всемирный банк. Сегодня мечта слегка трансформировалась — парень желает работать с деньгами и ценными бумагами в Беларуси.
— Да, у Кости есть цель — руководить Национальным банком. А раз есть цель, её надо добиваться, — поддерживает сына отец. — Я верю, что у него всё получится, потому что рядом два надежных человека: мама, которая каждый день занимается с сыном, и Александр Николаевич Струк — Костин учитель по математике.
«Экономика — это очень банально»
Илья Стасенко учится в 9 классе. В этом году получил диплом первой степени на областной олимпиаде по математике.
— Где я буду через 10 лет? - задумывается Илья. — Надеюсь, уже окончу университет и найду работу. Связана она будет с биологией или математикой. Какая-нибудь интересная отрасль, которая нуждается в развитии.
— А как же экономика?
— Это очень банально. Да и в нашей стране интересней заниматься конкретной наукой. Поэтому, скорее всего, поступать буду в Белгосуниверситет. Про жену и детей не спрашивайте. Я не знаю, что сказать.
У отца Ильи Дмитрия Леонидовича немного иное представление о месте, где следует получать образование:
— Планируем его направить учиться в российский вуз. Предварительно изучили тему. Сегодня при поступлении у наших школьников такие же условия, как и у российских. Поэтому стоит попробовать.
— А если не получится?
— Поищем счастья на родине. У Ильи феноменальная память, склонность к научно-исследовательской деятельности, поэтому его способности много где могут пригодиться. Например, в конструкторском бюро. Есть еще один вариант — пойти по моим стопам.
— А где работаете?
— Заведую кафедрой в техническом университете имени П.Сухого. Путь научного работника сложный. Но если он его выберет, буду помогать.
«К 25-ти желательно иметь семью с двумя детьми»
Девятиклассник Лев Пашковский в олимпиадном движении с начальной школы. За это время прочитал очень много книг, решил кучу задач. На недавней областной олимпиаде по математике взял диплом II степени.
— Мечтать, конечно, не вредно, но лучше все-таки действовать. У меня есть цель — получить хорошее высшее образование и заниматься, к примеру, созданием высокоточной техники. Для этого желательно жить в крупном городе, таком как Москва или Нью-Йорк (смеется). Сколько ж мне тогда будет? Двадцать пять? К тому времени можно и семьей обзавестись. Детей желательно не меньше двух.
— А куда советуют поступать родители?
— Конкретно ничего не советуют, но считают, что я смогу найти себя в сфере современных цифровых технологий.
Папа Петр Николаевич, инженер-механик, работает в ОАО «Гомельхимторг»:
— Лев свой путь в жизни обязательно найдет. Не важно, в какой сфере. Он очень контактный человек, на серьёзном уровне занимается шахматами. Будущее наверняка свяжет с электроникой и вычислительной техникой.
«Образование определенно надо получать в Беларуси»
Ещё одна стипендиатка президентского фонда — десятиклассница Юлия Куриленко. Неоднократно покоряла республиканский олимпиадный «Эверест». Самое свежее достижение — победа на областной олимпиаде по математике.
— К 26-ти полагаю окончить БГУ или БГУИР. Скорее всего, в сфере математики или информатики. Образование определённо нужно получать в Беларуси, — рассуждает одаренная гимназистка. — Работать хотелось бы в сфере экономики. В какой стране, точно не скажу. У меня есть возможность уехать в Португалию.
О будущей зарплате Юлия пока не думает, в первую очередь хочет заниматься любимым делом.
— Неплохо было бы получить и второе высшее образование, например, выучиться на врача. Время, конечно, покажет.
Мама Юлии Наталья Юрьевна, инженер, через десять лет желает видеть свою дочь на первых страницах топовых журналов.
— Поводом для этого должна послужить Нобелевская премия в области математики, которую Юля обязательно получит.
«Жить и работать хочу в Германии»
Михаил Кротов, ученик 7 класса, стал призером областной научно-практической конференции учащихся по естественнонаучным и социально-гуманитарным направлениям «Поиск». Будущее планирует связать с иностранными языками:
— Возможно, буду работать переводчиком. Для этого учу английский, немного знаю польский. Жить и работать хочу за границей, например, в Германии.
— Твоя работа для «Поиска» написана на белорусском языке и имеет прямое отношение к отечественной литературе…
— Я показал белорусское Полесье через лирику местных авторов. Пока готовился, полюбил творчество Михаила Башлакова. Но исследованием занимался для души. Вряд ли будущее стоит связывать с этим.
Мама Ирина Анатольевна хочет, чтобы через 10 лет сын был здоров и счастлив.
— Надеюсь, к тому времени он станет серьезным человеком, — добавляет мама. — Я очень благодарна учителю белорусского языка Марии Ивановне Кирюшкиной, которая нашла силы и терпение с моим непоседой заниматься, да еще умудрилась заразить его научной работой.