В Бресте остановки оборудуют электронными табло, автобусы - электронными компостерами
Работа автобусов, троллейбусов, маршруток актуальна в любое время в любом городе. Какие новшества ожидаются в транспортном обслуживании Бреста в новом году? Об этом «Вечерке» рассказал директор ГП «Брестгортранс» Алексей Жогал.
Автобусы и маршруты
Первая новация уже состоялась: 11 января в Бресте открылся новый автобусный маршрут № 43. Главное его назначение — соединить быстро растущий микрорайон «Заречный» (а заодно часть «Ковалева» и «Восток») с центральной поликлиникой на ул. Советской Конституции. Других маршрутов гортранс открывать пока не планирует.
— Брест достаточно насыщен маршрутами, — говорит Алексей Жогал. — Их даже немного больше, чем на самом деле необходимо городу с 330-тысячным населением — 57 автобусных, 9 троллейбусных и 19 маршрутов экспрессного такси. Необходимо лишь оптимизировать и сами маршруты, и график работы транспорта. С одной стороны, нельзя возить «воздух», однако каждый пассажир должен иметь возможность доехать в нужное место, даже в часы пик, не простаивая на остановке по 20 минут.
Парк городского транспорта будет обновляться, несмотря на трудности с финансированием, уверен директор.
GPS в помощь
Определить, на каких маршрутах самый большой пассажиропоток, и на основе этих данных улучшить движение городского транспорта сможет автоматизированная система контроля проезда. Для ее внедрения надо установить в автобусах и троллейбусах специальные электронные приборы — электронные компостеры, или валидаторы. Они будут мгновенно передавать информацию через GPS-датчики на диспетчерские пункты «Брестгортранса». Система позволит в реальном времени проследить, сколько пассажиров вошло на каждой остановке, сколько вышло, как соблюдается график движения.
— На основе полученных данных мы сможем оптимизировать маршруты: на одних — увеличить количество транспорта, на других — изменить время рейсов, — говорит Алексей Жогал.
Для внедрения этой системы сделано уже многое. С технической точки зрения практически всё готово. Остается вопрос финансирования. По мнению директора «Брестгортранса», для внедрения проекта могут быть использованы частично бюджетные средства, частично — деньги компаний, возможно даже участие Евросоюза в рамках трансграничного сотрудничества «Беларусь — Украина — Польша».
Пассажир должен знать!
Большинство остановок имеют таблички с информацией о движении транспорта: начало, окончание, интервал между рейсами. Но пассажира чаще интересует то, когда конкретно придет на остановку нужный ему автобус, сколько еще ждать. «Продвинутые» пассажиры могут получить информацию о реальном движении городского транспорта на сайте brestgortrans.by. Но сей ресурс на остановке не каждому доступен. Поэтому гортранс готовит новый проект.
— Через месяц-два горожане будут иметь возможность узнать время прибытия транспорта на конкретную остановку, обратившись на выделенный номер одного из операторов сотовой связи МТС или Velcom, — говорит Алексей Жогал. — Скорее всего, услуга будет платной.
Новые методы информирования уже появились на остановке «Центральная городская больница». На электронном табло указывается конкретное время прибытия автобусов и маршрутных такси. Изменение движения на маршруте также отображается в реальном времени. В этом году подобные табло появятся на основных конечных остановочных пунктах — «Газоаппарат», «Цветотрон», «Южный» и других. Следующий шаг — упорядочить и держать под контролем движение маршрутных такси.
Ждать или догонять?
Система автоматизированного управления движением городского транспорта позволит минимизировать время ожидания пассажиров на остановках. Но что делать, если нужный автобус не пришел? В первую очередь позвонить по телефону 28−53−63. Увы, случаются и форс-мажорные обстоятельства, к примеру, ДТП, поломки, обесточивание линии. Дежурный диспетчер «Брестгортранса» (служба работает круглосуточно) выяснит ситуацию и, как заверяет Алексей Жогал, в минимально возможное время организует подачу другого автобуса, троллейбуса или маршрутки.
А иногда автобус приходит вовремя, но долго стоит на остановке, потому что контролеры проверяют билеты. Что думают по этому поводу транспортники? Алексей Жогал считает, что система проверки проездных документов должна совершенствоваться, поскольку среди брестчан немало тех, кто не считает нужным оплачивать проезд, есть и такие, кто размещает в Интернете сведения, где в данное время находятся контролеры.
— У нас в гортрансе работают не худшие специалисты в области компьютерных технологий, так что информация, поступающая от пассажиров, о том, на какой остановке проводятся проверки, просто запутывает бизбилетников, — убежден директор. — Мы находим методы бороться и с другими явлениями, которые уменьшают поступление средств на развитие общественного транспорта.