"Никому не все равно". Вид из окон напротив, мнения жильцов и судьба граффити "Человек без имени"

Источник материала:  
16.01.2016 07:30 — Новости Общества

Противники скандального граффити «Человек без имени» вели борьбу против работы греческого художника на протяжении нескольких месяцев. Жители дома напротив инициировали сбор подписей, чтобы закрасить рисунок, писали петиции, обращались в исполком. В результате, администрация района дала ответ: мурал будет дорисован и закончен. В запутанном деле «Человека без имени» постарался разобраться TUT.BY. Жильцы дома напротив поделились своим мнением и продемонстрировали вид из своих окон, а секреты истории и судьбы граффити раскрыли координатор проекта Urban Myths и чиновники.


Фото: Алина Янчур, TUT.BY

Напомним, граффити «Человек без имени» появилось в Минске осенью в рамках проекта Urban Myths и моментально вызвало множество дискуссий и споров. Рисунок оказался в десятке лучших уличных граффити мира за октябрь 2015 года. Работу выполнил мастер стрит-арта греческий художник Ино. Однако не все минчане оценили произведение художника по достоинству.

Чиновники: «Ждем греческого художника, чтобы он закончил работу»

«Ангел смерти», «чудовище со свечкой в голове», «смерть с косой» — как только не называли граффити на улице Воронянского. Самые активные противники сразу же инициировали сбор подписей, чтобы закрасить «страшного человека в капюшоне» и обратились в Мингорисполком.

Уже тогда чиновники ответили, что рисунок ещё не завершён. В связи с окончанием срока действия визы, греческий художник Ино был вынужден уехать. В связи с погодными условиями продолжить работу можно только весной.

Граффити «Человек без лица»: мнения жителей разделились, власти предлагают не спешить с выводами

Замглавы администрации Октябрьского района Игорь Жур рассказал, что в январе 2016 года Минский художественно-экспертный совет по монументальному и монументально-декоративному искусству рекомендовал удалить или изменить граффити по улице Воронянского. Заключение совета является не указанием, а только рекомендацией.

— Мы ждём возвращения греческого художника Ино в апреле-мае, чтобы он закончил работу. Будем встречаться с жителями этого жилого массива, также будут организованы встречи с художником Ино в пресс-центре Центра современных искусств.

Граффити относят к произведениям монументальной живописи. Установка таких произведений осуществляется после получения экспертного заключения выше упомянутого Совета. В администрации района говорят, что эскизный проект граффити «Человек без имени» не был рассмотрен Советом. Граффити появилось без согласования в связи с ограниченным временем пребывания художника в Беларуси. В этот раз доработанный эскиз обещают согласовать.

Замглавы Октябрьского района также рассказал, что граффити Ино вместе с другими работами Urban Myths включено в образовательный маршрут для студентов из БНТУ. Будущие архитекторы изучают различные техники монументальной живописи.

Некоторых минчан беспокоит финансовый вопрос. Организаторы проекта Urban Myths рассказали, что на создание граффити «Человек без имени» потратили около двух тысяч долларов. Закрасить рисунок, по примерным оценкам, выйдет дороже.

— Ни копейки бюджетных средств не было потрачено на граффити Urban Myths, — говорит Игорь Жур. —  Администрация города искала средства через Центр современных искусств.

По словам чиновника, предварительное согласие на приезд в Беларусь от греческого художника уже получено. В Минске ему понравилось. Это был его первый визит на территорию постсоветского пространства. Уезжая, Ино выказал желание приехать в Беларусь ещё раз на более длительный срок. Во-первых, чтобы завершить свою работу. Во-вторых, чтобы оставить ещё больше впечатлений о нашей стране.

Осенью художник не успел посмотреть весь город. Поэтому администрация города готовит для него экскурсионный тур по значимым местам города Минска.

Однако приезд художника зависит от его графика и финансирования проекта Urban Myths. Пока в проекте нет стабильного бюджета, дату приезда Ино не знают даже организаторы.

Жильцы дома напротив: «просто рисунок» vs «смерть с косой»

Пока художник не вернулся завершить граффити, жителям дома напротив остаётся мириться с новым «соседом». Чтобы узнать, может ли «Человек без имени» напугать или заставить грустить, мы прошлись по квартирам, из окон которых видно спорное граффити.

Хозяйка одной из квартир говорит, что при первом взгляде на мурал у нее был шок.

— Согласна, что работа сделана мастерски и на высоком уровне. Но нужно было спросить у людей. Может, кто-то это образ не понял. Если здесь изображены белорусы, так что мы такие безликие? Может, тот грек так и считает, хотя Греция — очень духовное государство.


Женщину спасает то, что она умеет абстрагироваться и «уже привыкла».

— Выхожу на балкон — здороваюсь с этим человеком (смеётся). Но в вечернем освещении это смотрится более страшно. Рядом находится поликлиника. Так бабушки, идя в неё, шутят: «Ну что в последний путь, со свечкой?». Моя внучка Варя, увидев это, испугалась: кто это, почему нет лица? Я объяснила, что это ангелочек, а свечка — это что-то священное. Какое-то время Варя отказывалась в этой комнате спать.

Пенсионерка говорит, что видела в городе другие граффити и все они более позитивные.

— «Человек без имени» был бы уместен там, где собирается молодёжная тусовка. Здесь нужно что-то помягче. Само граффити мне даже нравится, но всему своё место.

Жительница следующей квартиры Ольга возмущена муралом, который виден из ее окон.


— Ну что это? Смерть с косой! Ходили жаловаться, подписи собирали. Окна выходят прямо на этот рисунок. Ночью особенно страшно смотреть. Нужно закрасить. Дорисовать что-то уже нереально. Мой маленький ребёнок говорит, что лучше бы там сердечки нарисовали.

А вот Михаилу, который видит «Человека без имени» каждый день, рисунок нравится.


— Смертью его считают только те, у кого такие мысли. Для меня это — просто рисунок. И дети, и вся семья ничего против граффити не имеют.

Бронислав же считает, что мурал нужно не видоизменять, а просто закрасить.


— Я бы хотел, чтобы закрасили. Раньше стена была жёлтого цвета. Утром встаёшь — солнышко. А сейчас мрачно, балахон тёмный навивает нехорошие мысли. Обычно с таким капюшоном ходят преступники.

Наталье наоборот мурал совсем не мешает. Она говорит, что ей нравятся все граффити.


— Может, немного страшновато и стоило рисовать так, чтобы в окна не смотрел, но я не против. Не знаю, что тут можно дорисовать. Это же нарушит идею художника.

Владислав придерживается немного другого мнения и говорит, что добавил бы в рисунок немного яркости.


— Не хватает яркости. Есть более интересные граффити. Если выбирать между «закрасить совсем» и «оставить», я бы лучше оставил.

Категорически же против рисунка выступает пенсионерка Нина Андреевна.


— Моя дочка жаловалась, писала всюду, вызывала всех, кого могла. Мне это граффити очень не нравится. Зачем на него смотреть? И так жизнь невесёлая. Хотелось бы что-то более светлое.

Дочь пенсионерки Наталья оказалась менее категорична. Говорит, что граффити ей нравится, но для него просто выбрано неподходящее место.

— Здесь находится куча гимназий и школ, детские поликлиники. Если бы это граффити было в гаражах или на крематории, оно было бы очень уместно. Граффити хорошее, но не уместно его расположение.

В этом доме также расположено и отделение банка. Сотрудницы, сидящие прямо напротив, говорят, что рисунок их абсолютно устраивает.


— Смотрим восемь часов в день — и никаких претензий нет. Мы против того, чтобы закрасить это граффити. Не важно, изменят ли рисунок. Нужно менять мысли людей.

Координатор проекта: «Было бы печально, если бы дискуссии не было»

Своим мнением о спорах вокруг граффити поделился координатор проекта Urban Myths Олег Ларичев. Он говорит, что относится к разным мнениям спокойно.

— Было бы печально, если бы дискуссии не было. Хорошо, что есть разные мнения. И никому практически не всё равно. Это же стрит-арт. К возможному закрашиванию отношусь философски — это улица, город, всё должно меняться. Тем более — это будет очень символичный финал.

По словам координатора проекта Urban Myths, Ино согласовывал эскизы с ними и администрацией. Изначально у художника была другая идея, которую он позже реализовал в Бразилии — «Рай и ад на Земле». Она посвящена антивоенной тематике. Именно из-за этого эскиза «Человека без имени» назвали «ангелом смерти».


Первоначальный эскиз мурала на Воронянского

Но Ино видоизменил проект после своего общения с минчанами. Ларичев говорит, что художник гулял по Минску и спрашивал у прохожих, что для них значит Беларусь. Были абсолютно разные мнения. Но чаще всего отвечали «я не знаю». Так получился «Человек без имени». Но в центре рисунка свеча — светлый символ надежды.

— Всё, на самом деле, родилось из общения с людьми.

«Тут эстетика, чистота и… совсем нет толстых девушек!» В Минск приехал звезда греческого стрит-арта

Дополнит рисунок Ино также исходя из общения с людьми и загадывать, какие изменения ждут мурал — никто не берется.

— Когда Ино ещё тут пообщается с людьми — всё изменится. Он, правда, не успел добавить там пару элементов, потому что мы сразу со стены побежали на самолет.

Ситуацию, которая сложилась вокруг граффити, прокомментировал и сам греческий художник Ино.

— Уличное искусство существует, чтобы пробудить людей, чтобы что-то сказать. Не для того, чтобы просто нарисовать красивый образ, скрыть проблемы и помочь людям почувствовать себя хорошо. Уличным художникам, которые просто рисуют красивые картинки, сказать обычно нечего.

←Минчане жалуются на перебои со светом

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика