Самому пожилому ветерану-фронтовику из Эстонии исполнился 101 год
МИНСК, 13 янв – Sputnik. Самый пожилой участник Великой Отечественной войны, живущий в Эстонии, – Александр Разгуляев – отметил в среду 13 января свой 101-й день рождения, сообщает Baltnews.
Два ордена Красной Звезды, медаль и грамота от Короля Норвегии Харальда за освобождение норвежского города Киркенеса, множество других боевых и памятных наград. Все это – регалии разведчика морской пехоты Северного Флота Александра Разгуляева, который живет в городе Кохтла-Ярве.
Боевая молодость – то, что накрепко засело в памяти, и что не вытравить никаким политическим и житейским ветрам. Подвижники Памяти на сайте "Я помню" несколько лет назад опубликовали очерк о жизни и боевом пути разведчика Разгуляева. Вот отрывки из этих воспоминаний:
– Александр Михайлович, а что представлял из себя ваш взвод разведчиков, которым вы во время войны командовали?
– Непосредственно на Рыбачьем я был по должности командиром взвода разведчиков. А командир взвода разведки занимался в основном тем, что доставал сведения о противнике. Взять "языка" – как это у нас называлось. А "язык" – это был пленный немец, от которого мы, вернее наше командование, получали ценные сведения для будущей обороны или наступления. Как начиналось наступление и приходило пополнение, так с нас, с разведчиков, требовали срочно взять такого "языка"…
– Сколько было на вашем счету "языков"?
– Да "языка", наверное, четыре было, потому что нам все время нужно было получать сведения о противнике, и самые ценные сведения давал "язык".
– А первого помните?
– Отлично помню этот случай. Когда в 1942 году меня назначили командиром взвода разведки, у меня опыта не было никакого. А во взводе, куда меня назначили, были в основном штрафники, которых амнистировали в самом начале войны за мелкие уголовные преступления, в общем, за бытовуху, освободили из лагерей и отправили на фронт. Многие ведь из них рвались на фронт, так как был закон, по которому с них снималась судимость после первого ранения. Короче говоря, взвод состоял из таких хулиганов и прочих. При первом ранении, или если они отличались чем-то во время выполнения боевого задания, допустим, брали "языка" или совершали какой-то подвиг, судимость с них снималась.
Когда привел первого "языка" командир бригады спустился с нар, обнял меня и сказал: "Получишь орден Красной Звезды!" Это был первый орден Красной Звезды. А потом я еще получил второй орден Красной Звезды, тоже, значит, во время войны. Так вот, что интересно: после этого самого случая, когда мы с ординарцем Витей привели пленного, штрафники стали признавать меня, стали со мной считаться. Второй орден Красной Звезды мне дали за другого "языка" – мы пленного унтер-офицера тогда приволокли….
Октябрь 1944 года. Освобождение норвежского Киркенеса – это была для нас очень важная операция, в первую очередь – из-за нахождения там завода тяжелой воды, это был стратегически важный для нас город. Сначала мы шли через хребет Муста-Тунтури. И прорвались через оборону немцев. Но мы были там не одни: была наша 254-я бригада морской пехоты, была 63-я бригада морской пехоты (бригада – это название по-морскому, по–сухопутному она была как дивизия), было несколько отдельных пульбатов, то есть, пулеметных батальонов. Когда мы пошли в наступление через этот хребет Муста-Тунтури, мы, разведчики, шли первыми. А потом меня со своим взводом, как и многих других, посадили на катер, чтобы взять город Киркенес.
Норвежцы нас встречали как родных, это было что-то невероятное. Ведь когда город был оккупирован немцами, фашисты издевались над норвежцами, поэтому и принимали они нас очень радушно. В общем, принимали именно как своих освободителей. Помню, как-то рассказывал я норвежцам, как мы освобождали на острове Хелме из лагеря заключенных французов, англичан, русских. И вдруг ко мне подошел один человек и поблагодарил. И оказалось, что он один из тех, кто находился в этом лагере и кого мы освобождали от фашистов. Вот ведь как бывает!
С утра в доме именинника хлопоты. "Боевая подруга" Александра Михайловича – супруга Галина Григорьевна – достает из духовки румяные пирожки и эклеры.
Сегодня, в день, когда ветерану войны – гражданину России исполнился 101 год, поздравить его приехали в Кохтла-Ярве Генеральный консул Российской Федерации в Нарве Дмитрий Казённов и консул Андрей Сургаев.
Дипломаты вручили ветерану-разведчику памятные подарки, пожелали долгих лет жизни. Казённов зачитал и вручил имениннику поздравительное письмо от тезки фронтовика, Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Эстонии Александра Петрова.
Поздравили 101-летнего ветерана войны руководитель Кохтла-Ярвеской организации российских соотечественников Светлана Солодова, руководитель военно-исторического клуба Otsing ("Поиск") Игорь Седунов.
Новому Генеральному консулу Александр Михайлович показал не только архивные фотографии военного времени и грамоту норвежского монарха. Он показал им и снимок, сделанный в Кремле в предъюбилейный День Победы. На нем ветеран из Эстонии запечатлен вручающим свои сувениры Владимиру Путину.
С гостями Александра Михайловича Разгуляева в его 101-й День рождения был и руководитель ветеранской организации Кохтла-Ярве Валерий Тумко. Вот, что рассказал он о самом "взрослом" ветеране Эстонии.
– У нас из участников Великой Отечественной войны самому "молодому" 90 лет. А вот Александр Михайлович даст еще фору многим. Порой приходится только удивляться его энергии. Бывает, приглашаем его на собрание или праздничный вечер, интересуемся, куда за ним прислать машину. Отвечает однозначно: мол, что я, сам не дойду? За кого вы меня принимаете?
Как-то он рассказывал, что по дороге в Норвегию на годовщину освобождения Киркенеса, он остановился в Мурманске. Спускается с трапа и проходит мимо инвалидной коляски, которую любезно подготовили для встречи почти что столетнего ветерана из Эстонии. Так он усадил в эту коляску кого-то из чиновников Мурманской администрации и покатил его по полю аэродрома.
Мы понимаем, что возраст берет свое и с каждым годом ветеранам все труднее приходится в этой жизни. Мы делаем все, чтобы они не чувствовали себя одинокими, забытыми. Да и любящая семья Александра Михайловича, его жена Галина Георгиевна, его дочери помогают ему пересилить свой почтенный возраст. И спасибо Александру Михайловичу за то, что он по мере сил встречается со школьниками, рассказывает им правду о той войне. А сегодня это очень необходимо.