"Ира, поднимай!". На "БелАЗе" решили показать заводскую кухню и стали водить экскурсии по цехам

Источник материала:  
26.12.2015 10:58 — Новости Общества

«Ира, поднимай!» — закрепив железными цепями только что привезенную деталь для нового самосвала, кричит рабочий в каске и цветной робе своей коллеге. Хрупкая девушка сидит наверху и управляет огромным мостовым краном. Связь с миром — только через окошко в кабине. Постоянные монотонные стуки молотка и жужжание шуруповерта иногда создают проблемы с коммуникацией. «Поднимай, говорю!» — еще раз с надрывом повторяют снизу. На этот раз информация дошла. Длинные тросы закрутились и потащили груз в нужное место. Там другие рабочие уже взобрались на стремянки, чтобы прикрутить очередную из пяти тысяч деталей к новой машине. Так по мелочам в Жодино собирают самые большие автомобили в мире — БелАЗы.

Посмотреть на эту производственную кухню теперь может каждый. Предприятие стало водить экскурсии в ранее закрытые для посторонних глаз цеха завода.


Автомобильный гигант включился в республиканскую программу развития промышленного туризма. Так предприятие собирается увеличить свои продажи, а вместе с тем - и прибыль. Конечно, не напрямую. Со смешными ценами на билеты от 12 тысяч для школьников и до 85 — для иностранцев много не заработаешь. Руководство завода объясняет: экскурсии — проект не столько коммерческий, сколько имиджевый.

— Мы показываем свою современную продукцию, профессиональный коллектив, передовые технологии… Нам важно, чтобы у нас в стране и за рубежом понимали, что у нас очень нужное и важное предприятие. Это реклама завода, маркетинговый инструмент. Так о нас будут знать еще больше. И, возможно, после этого клиентов прибавится, — объясняет стратегию проекта заместитель генерального директора «БелАЗа» Станислав Якубович.





Весь завод занимает площадь в 168 гектаров. Для сравнения — это примерно 260 футбольных полей. Поэтому по территории туристов возят на автобусе. С остановками в нужных местах.

— Прийти на наше предприятия и воочию увидеть, как собираются эти мощные гиганты, — значит получить впечатления на всю жизнь. Мы показываем процесс изнутри, а для многих это всегда было большой мечтой, — продолжает Станислав Якубович.








Свою продукцию жодинский завод начал выпускать в 1951 году. Правда, сначала здесь делали не большегрузы, а оборудование и машины для работы на торфяниках. Непосредственно самосвал на предприятии собрали в кооперации с «МАЗом» в 1958-м. Тот самый первый 20-тонник сегодня стоит на постаменте возле проходной.

«БелАЗы» в том виде, в котором мы их знаем сегодня, здесь начали собирать в начале 60-х. В 61-м году с конвейера сошел 27-тонный грузовик — первый продукт собственной инженерной мысли здешних инженеров. Последняя местная разработка 2013 года увеличила свою грузоподъемность в несколько раз — 450-тонный автомобиль даже попал в Книгу рекордов Гиннесса. Несмотря на это, руководство завода обещает, что дальше будет еще больше.


Во время полуторачасовых экскурсий туристам не только в деталях рассказывают обо всех достижениях завода за 67 лет, но и показывают, как все развивалось: что-то — на картинках, что-то на миниатюрных моделях в музее, что-то — наглядно и в реальную величину на территории завода.

Самый популярный «аттракцион» на смотровых площадках — сфотографироваться рядом с колесом «БелАЗа», которое выше человеческого роста. К слову, под 450-тонником некоторые могут спокойно стоять, даже не наклоняясь.


Самой большой в мире 450-тонный «БелАЗ». Говорят, стоит такая машина около 10 миллионов долларов, цены на самосвалы поменьше начинаются от 250 тысяч

— Еще у нас есть услуга тест-драйва. Ее часто дарят на дни рождения своим друзьям или начальникам. Мы предлагаем 10 минут покататься на 130-тоннике по нашему полигону. Стоит это 525 тысяч, — рассказывают специалисты информационной службы предприятия.

В классическую же экскурсию входит посещение музея, выставки местных достижений на смотровой площадке и сборочного цеха большегрузов. В этих же декорациях снимали сцену с «БелАЗом» для нашумевшего белорусского боевика «Мы, братья».






На стенах в цехе — своеобразный таймлайн с достижениями завода за годы работы и фотографии самосвалов. Но это, скорее, повесили для туристов. На ударный труд самих заводчан вдохновляют мотиваторы, где большими буквами написано про то, что «Качество — залог нашего успеха».

К слову, средняя зарплата на «БелАЗе» — 7,3 миллиона. Руководство уверяет, что проблем со сбытом нет, а на простой и четырехдневку по примеру других предприятий страны здесь не уходили даже в трудное время.

Туда, где вытачивают детали, посторонних все-таки не пускают по технике безопасности. Этот этап производства можно увидеть лишь по телевизору. Просмотр документального фильма — еще одна часть программы.


Школьников одевают в специальные жилеты, чтобы дети не потерялись на огромной территории завода

— Наши экскурсии должны быть удобны и безопасны и для туриста, и для предприятия. Нужно понимать, что мы включаемся в рабочий процесс, — объясняют специалисты. — Да и от того, что мы показываем, все успевают набраться впечатлений. Всех поражает, что в такой маленькой Беларуси есть такое производство огромных машин.

Желающим за дополнительную плату предлагают еще больше примерить на себя образ здешнего рабочего и попробовать настоящий обед заводчанина. Это не только первое, второе и компот, но и пирожные в форме самосвалов на десерт. Нигде больше таких не продают.


Фирменные пирожные в форме «БелАЗа»

— У нас полноценный обед стоит где-то 20−30 тысяч. Так дешево, потому что у нас есть свои сельхозпредприятия, которые привозят нам продукцию по низким ценам. Но некоторые туристы считают, что раз так дешево, то не может быть вкусно. Мы даже специально немного увеличили цены для них, чтобы не было подозрений. Но зато накрываем для них стол с большим количеством блюд, — говорит замдиректора Станислав Якубович.

Раньше посторонних пускали на предприятие только раз в год — на День машиностроителя. Теперь же водят по две-три экскурсии каждый день. Приезжают и школьники во время каникул, и иностранцы организованными группами, и единичные туристы из разных регионов Беларуси. За последние полгода уникальное производство увидело больше двух тысяч человек. Чтобы стать следующим, нужно просто заранее позвонить на завод и записаться.

— Возможно, посещение нашего предприятия может изменить чью-то жизнь. И человек, который придет сюда на экскурсию, решит, что и сам хочет создавать такую технику и придет к нам работать, — заканчивает экскурсию заместитель гендиректора Станислав Якубович.


←Белорусскую систему здравоохранения признали эффективнее американской и российской

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика