"Дом горит. Дети горят". Как в доме непьющей мамы на пожаре погибли малышки 3 и 4 лет
Обгоревший дом стоит на центральной улице агрогородка Хорева. Возле калитки второй день лежит открытая упаковка памперсов, запачканная сажей. Внутри дома все черное. Обугленные двери, мебель, матрасы, искореженный холодильник с вывалившимися закатками, разбросанные детские вещи и книжки. Спальня, где мама уложила дочек спать, находится в конце коридора. От кровати, на которой спала четырехлетняя Вика, остался каркас, от манежика Насти — две обгорелые стенки. Деток нашли не здесь. Бездыханные сестрички лежали на диване в комнате напротив - будто испугавшись пламени, они попытались убежать от него, спрятаться. По одной из версий, причиной пожара стала детская шалость — в комнате, где лежали девочки, нашли спички.
В одноэтажном здании по улице Ленина, где произошел пожар, проживали две семьи. Квартиры были разделены общей стенкой с отдельным входом. Людмила с тремя дочерьми проживала в правой половине. Деток женщина воспитывала одна. Двое младших рождены от Алексея, с которым она прожила около четырех лет. Старшая — от другого мужчины из другой деревни.
Раньше Людмила работала телятницей в ОАО «Отечество». Младших детей она в садик не отдавала, воспитывала сама. 9 декабря, когда Настеньке исполнилось три года, женщина должны была выйти на работу, но взяла отпуск за свой счет, чтобы свозить среднюю, Вику, на обследование из-за проблем со здоровьем. 21 декабря мама с дочкой должны были быть у врача.
19 декабря ближе к вечеру Людмила уложила Настю и Вику спать, а затем вместе со старшей дочерью Анной, пошла к соседке, чтобы забрать стекло для предбанника и сделать укол антибиотика девочке.
«Подумала, что я шучу»
Первым тревогу забил 15-летний сын соседей Людмилы. Школьник пришел домой около 17.15. Кроме него в квартире никого не было. Мальчик почувствовал запах гари и начал искать его источник. В гостиной подросток заметил, что из-под люстры шел дым. Ребенок залез на чердак и увидел, что соседи горят.
«Побежал вокруг дома, заглянул в окно — там огонь. Он к двери — она закрыта. Он и побежал к соседке в дом напротив», — рассказал TUT.BY отец мальчика.
Школьник рассказал о пожаре соседке Елене Борисовне, которая вызвала спасателей.
«Я сразу растерялась и набрала сначала в скорую, — вспоминает Елена Борисовна. — Потом схватила велосипед и поехала к ней (хозяйке квартиры). Тогда уже был виден огонь в доме. Я знала, где она находится, потому, что она часто у той женщины была. Я к ней прибежала, сказала: „Что ты тут делаешь?“. Я, конечно, с матами это все говорила. Сказала, что дом горит, дети горят. Она ко мне обернулась с какой-то улыбкой, наверное, подумала, что я шучу. А когда я уже ехала обратно, к дому приехали спасатели. Она со мной не побежала. Я выскочила и уже не видела, что там с ней».
Собеседница характеризует Людмилу положительно, как старательную маму.
«Правда, было такое, что она детей одних оставляла. Но пьяной я ее ни разу не видела и девочки досмотрены, — добавляет женщина, — Не знаю, как такое могло произойти».
- Сообщение о пожаре в доме поступило в МЧС в 17.26. Первое подразделение спасателей прибыло на место через 10 минут после обращения. К этому времени внутри дома было видно пламя. Затем приехало подкрепление. В общей сложности, в ликвидации пожара участвовали 4 автоцистерны и 15 сотрудников МЧС. В 18.01 пожар локализовали, в 18.17 — ликвидировали, - сообщил TUT.BY начальник Пружанского РОЧС Андрей Гончаров.
Одна из предполагаемых причин пожара — детская шалость. Однако пока выводы делать рано. Все обстоятельства произошедшего выяснят следователи в рамках проверки.
«Мы нашли ее за сараем»
Инна Сутько, у которой в тот вечер гостила Людмила, рассказала, что подруга к ней пришла ближе к вечеру вместе со старшей дочерью Анной. Зашла сделать девочке укол антибиотиков и забрать стекло в кухню. Муж Инны как раз вырезал кусок нужного размера для Людмилы.
«Она пришла ко мне где-то в пятом часу. Муж буквально 40 минут вырезал стекло. Потом я сделала укол старшенькой Ане и ушла нарезать капусту, как залетела Лена (соседка Елена Борисовна — TUT.BY), сказала, что горят дети, дом. Люда как выскочила… Она висела тут на двери. Ручки порвала, замок, — Инна показывает на дырки в металлической двери, — Такой шок у человека».
Людмила так и не смогла заставить себя пойти на пожар. Туда побежали Инна с мужем и сыном.
«Потом сын приехал, сказал: „Тетя Люда, мы вас на машине подвезем“. Она: „Нет, я туда не поеду“. У нее был шок. Потом возле горящего дома меня спросил пожарный, кто видел маму. Я ему сказала, что Люда у меня. Мы с ним пришли ко мне, а дома тишина, никого нет. Мы нашли ее за сараем и притянули к дому. Потом приехала директор школы, участковый… Кого тут только не было».
Позже Людмилу отвезли на освидетельствование, которое показало, что женщина была трезва.
Инна характеризует подругу положительно:
«Мама как мама. Дети всегда накормлены, одеты. Она всех их сама воспитывала. Хотя бывало, что оставляла одних. Ей то в магазин сходить нужно было, то на почту, то в библиотеку — они очень много читали».
«Буду сама детей поднимать»
Биологический отец погибших девочек Алексей живет в пяти минутах ходьбы от дома Людмилы. По словам Инны, отношения между бывшими сожителями были натянутые. Четыре года они жили вместе, а где-то в июне этого года разошлись. Периодически мужчина навещал девочек, общался с ними, но не более.
Алексей работает на местном крахмальном заводе. В связи с трагедией начальство дало отгул. О произошедшем он узнал в субботу вечером от соседей. Сразу же побежал к дому.
«Видел, что скорая помощь откачивала одну малую, вторая в скорой лежала. Меня туда не пустили», — рассказал мужчина.
По словам Алексея, когда он с Людмилой жил вместе, все было в порядке, но потом не заладилось - и разбежались. Свои дочек мужчина периодически навещал, помогал чем мог. Он знал, что иногда Людмила оставляла детей одних, но от его помощи по присмотру за дочками отказывалась.
«Я ей хотел и деньгами помогать, и так… Она отказывалась. Сказала, мол, буду сама детей поднимать».
«Мама не пьющая. Обыкновенная мама»
В отделе образования, спорта и туризма Пружанского райисполкома TUT.BY рассказали, что менее недели назад детей Людмилы признали находящимися с социально опасном положении (СОП) из-за нарушений правил пожарной безопасности — во время проверки дома в печи обнаружили трещину и небеленый камин. Первое Людмила исправила, оставалось только побелить. Впрочем, эти нарушения к трагедии отношения не имеют — в тот день печь не топили. Еще одной причиной постановки в СОП стало то, что мама периодически оставляла детей без присмотра.
В остальном претензий к женщине со стороны органов опеки не было:
«Мама не пьющая. Никаких сообщений о том, что она недолжным образом выполняет обязанности по воспитанию, не поступало. Обыкновенная мама», — сообщила главный специалист по охране детства Татьяна Прокопчик.
Мама у родителей, дочь — в больнице
Людмила пока находится в доме родителей в соседней деревне. Ее старшая дочь Анна — в больнице. По заявлению матери, девочку после обследования временно поместят в социально-педагогический центр для оказания психологической помощи. Ребенок пробудет там до тех пор, пока мама не найдет новое жилье и не обустроится.
В Хоревской средней школе, куда ходила старшая дочь Анна, ее характеризуют положительно. Как сообщили TUT.BY в администрации учебного заведения девочка учится на хорошо и отлично. Помимо уроков также посещает музыкальную школу, любит читать. О матери Анны также отзываются хорошо, отмечая, что женщина занималась детьми, уделяла им внимание.
Не оставляйте детей одних! Берегите их!