Сделать бардак оригинальным. Московский социолог рассказал минчанам о хипстерском урбанизме
На днях в Минск приехал профессор Российско-британского университета в Москве Виктор Вахштайн, который занимается социологией повседневности и городскими исследованиями. В Галерее TUT.BY мы послушали его лекцию о хипстерском урбанизме и выбрали наиболее интересные моменты.
Что такое хипстерский урбанизм?
До хипстерского урбанизма существовали две идеологии. Первая — «высокий урбанизм» Роберта Мозеса, объясняющий город как «машину роста», которая позволяет концентрировать ресурсы и извлекать максимальную прибыль при минимальных затратах времени. Вторая — «левацкий урбанизм» о том, что города высокого модернизма совсем не пригодны для комфортной жизни.
В 80-х годах прошлого века эти две идеологии себя исчерпали и на смену им пришел «хипстерский урбанизм» — «машина развлечений» и идеология удовольствия. И в ней речь идет вовсе не про работу и комфортное проживание.
— Эта идеология исходит из предположения, что города являются машинами производства впечатлений и зрелищ. Да, мы не можем этот бардак расчистить, зато мы можем сделать его оригинальным.
Концепция этой идеологи заключается в способе восприятия города через количество зрелищ и событий. Зарождился хипстерский урбанизм в Копенгагене, проник в Нью-Йорк и на 7 лет закрепился как официальная городская идеология в Москве. Именно поэтому там так изменился Парк Горького, который стал одним из главных мест развлечений города.
Самым же сильным прорывом хипстерского урбанизма Вахштайн называет парк Хай-Лайн в Нью-Йорке.
— Давайте возьмем старую железную дорогу и не будем ее демонтировать, а засадим ее цветочками.
В качестве еще одного примера хипстерского урбанизма вспомнили город Пермь. Лет 7 назад галерист Марат Гельман взялся «делать бардак оригинальным» и под его кураторством в городе стали проходить фестивали современного искусства, театра и кино. Кроме того, появились объемные арт-объекты и многое другое, что связывают с культурной революцией Перми.
Какую роль играет язык в идеологии урбанизма
Говоря о том, как связано городское пространство и используемые способы его самоописания, социолог снова вспоминает Парк Горького в Москве.
— Язык — это вирус, который поселяется в голове у управленца. Управленцу надо что-то говорить на планерках у мэра, и он находит базовую метафору — «город как сцена». Для него это становится способом мышления о том, что он в этом городе делает — и вот у вас уже Парк Горького. Человек исходит из базовой метафоры «город как сцена» и действует сообразно с этим.
То есть какая-то ключевая метафора вроде «город как сцена» может помочь этому населенному пункту в дальнейшем развитии и определит вектор направления.
Кроме того, согласно идеологии хипстерского урбанизма, нужно сделать так, чтобы люди после рабочего дня из центра не возвращались на окраину — домой, а находились в городе. То есть в таком общественном пространстве, где каждый найдет для себя развлечение. Эти места в городе социолог связывает с «огромными инвестициями», единственная задача которых — заставить людей не уезжать домой.
— Что такое общественное пространство? Это место, где люди сталкиваются, чтобы обсуждать вопросы общества и коммуницируют по жизненно-важным вопросам. Что такое общественное пространство на языке хипстерского урбанизма? Это Парк Горького, где люди даны физически друг другу, но при этом ни коим образом не должны коммуницировать, а должны, например, есть сладкую вату.
Нужны ли городу брендирование и общественные обсуждения образа города
Инициативу с билбордами «Я Минск» о людях разных профессий на лекции тоже успели обсудить. Социолог вспомнил, что это копия бренда «I Amsterdam», а тема брендинга города была очень актуальна лет 10 назад.
Правда, Вахштайн сомневается, что идентичность города — это действительно полезные затраты.
— Город вообще не про брендинг. Это как раз про более сложное взаимодействие людей, языков и материальных объектов. Поэтому, куда это (брендинг. — Прим. TUT.BY) может завести, я не знаю. Просто кто-то еще получит деньги, а вы получите меньше удовольствий.
При этом социолог не предлагает решения каких-то городских проблем, но считает, что метафора поможет людям самостоятельно доработать город.
— «Город как сцена» работал 7 лет. На протяжении 7 лет мы видели, как происходила трансформация городского пространства, мы видели, каким образом люди начинали эту метафору дорабатывать и как она начала обретать свою собственную жизнь.
А для того, чтобы найти образ самоопределения, нужно этот вопрос доверить социологам.
— Просто надо делать исследование, как работает образ, а не выделить в очередной раз культурный феномен и определить его в качестве чего-то якобы весомого на публичном обсуждении.