Отец убитого гандболиста Лукашука добился через Верховный суд пересмотра уголовного дела
Суд будет заново разбираться в обстоятельствах убийства гандболиста Романа Лукашука у одного из столичных клубов в сентябре 2014-го. Верховный суд пришел к выводу, что вынесенный ранее приговор по делу «нельзя признать законным и обоснованным», поэтому он подлежит отмене. Напомним, на этом долго настаивал отец погибшего спортсмена, считая, что убийца его сына – совсем другой человек.
Напомним, трагический инцидент с игроком минского СКА и сборной Беларуси по гандболу Романом Лукашуком произошел 7 сентября 2014 года у входа в столичный клуб "Мулен Руж". По версии следствия, 23-летний спортсмен повздорил с другим посетителем за место в очереди на такси. От удара Лукашук упал и получил (при ударе о машину такси и асфальт) тяжелые травмы, а спустя несколько дней скончался в больнице, не приходя в сознание.
Суд Московского района Минска согласился с аргументами стороны обвинения и в марте 2015-го осудил 27-летнего жителя Минской области Максима Урубухова по ч. 3 ст. 147 Уголовного кодекса Беларуси (Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего). Приговор - 6 лет лишения свободы в колонии усиленного режима.
На многочисленные нестыковки в материалах предварительного следствия и во время судебного разбирательства указывал отец погибшего спортсмена, потерпевший по делу Александр Лукашук. О многих из них он рассказал журналистам TUT.BY в июле этого года, параллельно обжалуя приговор в различных инстанциях. Но приговор оставляли без изменений. Родные гандболиста настаивали, что "скандал замяли", так как в нем были задействованы спортсмены с достаточно известными именами. И именно среди них есть виновный в трагедии.
1 декабря судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда рассмотрела протест заместителя генпрокурора Беларуси на принятые ранее судебные решения. И там увидели множество оснований для пересмотра дела.
«Основанием к отмене приговора является несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела, - говорится в определении коллегии Верховного суда. - Судебное следствие выполнено неполно, не выясненными остались такие обстоятельства, установление которых могло иметь существенное значение при постановлении приговора».
Верховный суд постановил направить дело на пересмотр назад, в суд Московского района, только уже в ином составе. При этом обеспечить "всесторонне, полное и объективное исследование обстоятельств дела», дать свою оценку доказательствам и вынести решение согласно закону.
На этот период осужденному Максиму Урубухову изменили меру пресечения с отбывания наказания в колонии усиленного режима на заключение под стражу (в СИЗО).
Тяжелая травма от удара обывателя, пропущенные ключевые свидетели и кто те люди на видео?
В своем определении коллегия Верховного суда обратила внимание на явные нестыковки в показаниях осужденного Максима Урубухова. Многое он пояснить не смог, так как был сильно пьян в тот вечер. Помнил лишь конфликт с кем-то из посетителей (лицо не запомнил). На суде он "допустил, что мог нанести Лукашуку удар". При этом травма у гандболиста Лукашука оказалась очень тяжелой (вывих шейного позвонка), но судмедэксперты не выявили на теле погибшего никаких следов от удара. Во время допросов у следователя Урубухов сам удивлялся, что его удар мог иметь такие последствия: он был явно ниже ростом спортсмена, уступал сопернику по комплекции, к тому же никогда никогда не учился силовым приемам.
В основу обвинительного приговора суд положил показания трех свидетелей, которые не согласуются между собой и являются противоречивыми, посчитал Верховный суд. В то же время не были допрошены в суде другие ключевые свидетели. Например, охранники клуба «Мулен Руж» (во время происшествия они были там же, на улице), другие гандболисты, которые отдыхали в клубе вместе с спортсменом Лукашуком той ночью. Не нашли до сих пор и водителя такси - а ведь именно ссора за посадку в машину была положена в основу мотива преступления. На этом же авто пострадавшего гандболиста друзья-спортсмены сначала зачем-то повезли домой к знакомому, а не сразу к медикам.
Записи с камер видеонаблюдения не сопоставлялись с показаниями осужденного и свидетелей, отметили в коллегии ВС. А суд не смог точно установить расположение на записях каждого из участников конфликта и свидетелей. Хотя эта одна из важнейших улик в деле.
Также имеются вопросы к оценке судом выводов судебно-медицинских экспертиз.
На все эти и другие вопросы еще предстоит дать ответы в новом судебном процессе.